В 1569 г. после смерти Франсуа д’Андело-Колиньи, дворянина и активного участника религиозных войн, который начал возведение замка в Танле, было завершено только левое крыло и часть центрального корпуса здания, а небольшой замок в переднем дворе только начинал строиться.
Из-за отсутствия средств наследники отказались завершать работу, а вскоре и вовсе оказались не в состоянии оплатить текущие расходы. В 1642 г. недостроенное здание было приобретено Мишелем Партесели д’Эмери. Он был обанкротившимся банкиром, но пользовался доверием у короля, что позволило ему сделать карьеру в финансах.
Гугеноты в Танле
Изначально термином «гугеноты», пришедшим из немецкого языка (нем. eidgenosse — «союзник»), называли жителей Швейцарского союза. Именно оттуда во Францию пришел кальвинизм — самое строгое направление протестантизма, основатель которого, Жан Кальвин, прославился в Швейцарии суровыми церковными реформами.
Во Франции за кальвинистами закрепилось название «гугеноты». Их жестоко преследовали, и до Нантского эдикта (1598 г.), которым была дарована свобода вероисповедания, они могли встречаться только тайно. Владелец Танле Франсуа д’Андело-Колиньи (1521-1569) убедил двух своих братьев — адмирала Гаспара де Колиньи (1519-1572) и кардинала Одэ де Колиньи (1517-1571) — присоединиться к гугенотам.
В Танле они встретили принца Людовика I де Бурбона-Конде (1530-1569), в последствии возглавившего армию протестантов в Первой гугенотской войне. Франсуа д’Андело-Колиньи и принц де Конде погибли в 1569 г. в сражении при Жарнаке во время Третьей гугенотской войны; спустя два года кардинал Одэ был отравлен. 24 августа 1572 г. в Варфоломеевскую ночь был убит и адмирал Гаспар де Колиньи.
д’Эмери был назначен казначеем и суперинтендантом государственных касс. Осознавая важную роль своей должности, казначей стремился как можно быстрее закончить работы над резиденцией, обставляя ее в соответствии со своим новым положением. В 1643 г. он поручил работы военному архитектору Пьеру Ле Мюэ, чей опыт был гарантией успеха. Архитектор точно соблюдал начальный чертеж, однако добавил к нему несколько элементов, например, обелиски на мосту и беседку на входе. В результате получилась одна из самых красивых резиденций Бургундии того времени.
Элегантность и фантазия
В своей совокупности комплекс предстает элегантным и внушительным, что подчеркивается также французским парком с каналами и зелеными зонами, которые стоили Ле Мюэ, по его же словам, «большей энергии, чем камни замка». По мере знакомства с замком все больше поражает разнообразие круглых башен, каминов и крыш, при этом все подчинено общей концепции. В 1704 г. дворец перешел в собственность Жана Тевенена, правителя Сен-Дени, которого король Людовик XIV впоследствии назначил маркизом Танле. Его потомки владеют замком до сих пор и живут в одной из его частей.
Богатая резиденция
Дворец Танле поражает своей элегантностью, удачной планировкой и изящным внутренним убранством.
- Попасть в комплекс можно через так называемый Малый замок, выходящий в большой двор. Дальше по мосту, перекинувшемуся через широкий ров, с двух сторон которого стоят два обелиска и барочная беседка. За беседкой находится двор Славы, окруженный с трех сторон корпусами здания.
- Одной из архитектурных достопримечательностей Танле является входная беседка, к которой подходит мост через ров. Это одна из основных и наиболее успешных модификаций, внесенных Ле Мюэ в начальный проект. Возможно, влияние оказал его опыт военного архитектора, который и подтолкнул Ле Мюэ на создание этого необычного и грациозного «внутреннего равелина».
- Внутренние залы обставлены дорогой мебелью и гобеленами.
- Часовня восходит к XVII в.
- Праздничный зал декорирован с использованием приема оптических иллюзий, симулирующих разные архитектурные элементы.
- Фреска на купольном потолке башни Лиги, названной так в честь Католической лиги, изображает некоторых деятелей той эпохи в виде римских божеств, например, король Генрих II изображен как двуликий Янус, улыбающийся католикам и нахмурившийся в сторону протестантов. Среди католиков здесь представлены также королева-мать Екатерина Медичи, Диана де Пуатье в виде Венеры и герцог де Гиз, глава Католической лиги, в виде бога войны Марса. Среди протестантов представлен владелец дворца в образе Геркулеса и его брат, адмирал Гаспар де Колиньи в образе бога моря Нептуна.