Сегодня мы погрузимся вглубь тысячелетий, к истокам, к началу-начал. Это путешествие во времени стало возможно благодаря Трое — удивительному легендарному городу, который существовал буквально во все времена и во все эпохи.

На фото: ранние поселения на месте Трои

Сведения о нем есть в поэме «Илиада» Гомера, который жил в VIII веке до н.э. и описал Троянскую войну, которая произошла задолго до его рождения. А если быть точнее, то она состоялась на 400 лет раньше периода его жизни, то есть между 1300-1200 годах до н.э. К моменту начала этой знаменитой войны Троя уже имела богатую историю и неоднократно отстраивалась после разрушительных землетрясений и пожаров. Удивительно, но на месте Трои раз за разом возникал новый город. Троя возрождалась, как Феникс из пепла… Похоронив погибших, новые жители Трои возводили на месте разрушенных построек новые храмы для богов и дома для себя. И так много тысячелетий подряд, на одном и том же месте, снова и снова… Современные археологи насчитали 9 культурных слоев, то есть 9 поселений, которые сменяли друг друга, начиная с самого момента возникновения города.

Благодаря раскопкам известно, что основали город первые поселенцы приблизительно в 3500 году до н.э., то есть еще в период раннего бронзового века. И это не удивительно. Место для города было выбрано исключительно удачное, на пересечении торговых путей древности, на выходе из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт).

На фото: расстояние от Анталии до Трои без малого 700 километров, а от Стамбула много меньше — всего 430 километров (5 часов на автобусе).

Согласно «Илиаде» правитель Трои, царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены. Елена была женой Менелая, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену, началась война между греками и троянцами, которая длилась 10 лет. В другой поэме, «Одиссея», Гомер рассказывает о том, как Троя пала и была разрушена с помощью военной хитрости. Греки соорудили огромного деревянного коня, в котором спрятались самые отважные войны. Коня троянцы затащили в город как «подарок» богине Афине. Ночью спрятавшиеся войны выскочили из деревянного скакуна, перебили охрану и открыли ворота города. Троя пала.

К моменту описания Гомером Троянской войны, то есть к началу античности, на месте Трои уже стоял седьмой по счету отстроенный город. Поэтому согласно классификации археологов он занимает в раскопках седьмой культурный слой и обозначен у них как Троя VII. Казалось бы, поскольку Гомер не был очевидцем описываемых событий, многие факты могли быть им выдуманы. Однако раскопки показали, что очень многое Гомер донес до потомков удивительно точно. Это касается, прежде всего, описания местности вокруг Трои, благодаря которым археолог-любитель и авантюрист Генрих Шлиман сумел найти местоположение развалин древнего города — на холме Гиссарлык.

На фото: стены Трои раннего бронзового века. Троя II

Много беды сотворил этот «нехороший человек». Получив разрешение на раскопки в османской империи, Шлиман должен был отдавать половину своих находок в археологический музей Стамбула, но не сделал этого. Практически всё что нашел, он контрабандным путем вывез в Грецию, где начал продавать найденные артефакты всем заинтересованным странам. Единственное условие, которое он выдвинул – создание музея своего имени. Но славы он так и не снискал – единственное, что ему удалось —  стать почетным гражданином Берлина, куда он вывез большую часть найденной коллекции. После окончания Второй мировой войны большая часть золота из коллекции Шлимана оказалось в СССР в качестве военного трофея. Десятки артефактов много десятилетий пролежали в подвалах, их никто не видел и лишь сравнительно недавно они были выставлены в экспозиции музея Пушкина.

Самым ценным экспонатом коллекции считается золотая диадема из «клада Приама». Шлиман ошибся в хронологии и считал, что нашел клад времен легендарного царя Приама, правившего во времена Троянской войны. В действительности диадема на 1000 лет старше.

Отдельных слов «благодарности» стоит сказать о самих раскопках, проведенных Шлиманом. Этому недоучке и случайному человеку в науке достался уникальный город древности, который он перекопал как грот в огороде в поисках золотых украшений. За один только 1871 год Шлиман «раскопал» 6 культурных слоев, многие из них оказались «перемешанными» и утратили свою достоверность и ценность. Более того, зная научную «чистоплотность» Шлимана, многие современные исследователи сомневаются в подлинности его находок. До сих пор многие исследователи до конца не понимают, что делать и со шлимановским «наследием» в местах самих раскопок. Вдоль начатых и, по-видимому, брошенных археологических объектов музейщики соорудили деревянные помосты, по которым ходят обескураженные туристы в поисках величия и грандиозности города, который старше египетских пирамид. Словно «фиговый листок» на одном из участков не одно уже десятилетие красуется оранжевый тент, который стыдливо укрывает от непогоды ценный артефакт – Мегарон, тип древнейшего греческого жилья, которое представляло собой прямоугольную конструкцию с портиком.

На фото: крепостные стены гомеровской Трои

На фото: стены гомеровской Трои имели ширину 4-5 метров и были усилены массивными башнями

На фото: Западная стена Трои — въездная рампа

Самыми ценными и интересными строениями по праву считаются остатки башен, въездных ворот и стен Трои VII, которые описаны Гомером. Нет и намека на их восстановление и возможную реставрацию. А вместе с тем, по-видимому, бесполезно пропали декорации киностудии «Warner Brothers» для фильма «Троя». Честно говоря, киношные миллионеры могли бы и подарить Турции в качестве компенсации за регулярное похищение их национальных реликвий эти декорации и помочь создать рядом с легендарной Троей исторический городок, восстановить облик гомеровской Трои и других построек многочисленных культурных слоёв города. Было бы интересно и познавательно взрослым и детям. Но единственное на что удосужились миллионеры из Лос Анжелеса – так это ПРОДАТЬ Турции жуткого троянского коня из их фильма. Теперь он стоит недалеко от Трои, в поселке Ченаккале и пугает своим видом туристов.

Другой, более-менее нормальный деревянный скакун стоит у входа в заповедник и внутри него с удовольствием фотографируются многочисленные туристы. Но это, пожалуй, всё, чем может похвастаться сегодня легендарная Троя.

На фото: остатки святилищ с колодцами

Уникальность Трои в том, что подлинность города подтверждена гомеровскими поэмами, от которых, по сути, ведет отсчет история европейской литературы. Даже сами названия «Троя», «Троянская война» рисуют в нашем воображении легендарных героев эпоса Гомера. Рисуют и тут же натыкаются, например, на убогий и крошечный музей Раскопок  у входа в заповедник, за вход в который, с посетителей, кстати, берут деньги. Всем своим видом и особенно экспозицией музей Раскопок «кричит» о том, что его неоднократно ограбили. У самого древнего города Средиземноморья, у такой исторической  «глыбы», как Троя, не может быть такого музея, не должно быть… Это не правильно!

На фото: экспонаты музея Раскопок

Согласно последним исследованиям Троя пала в 1184 году до н.э. Спустя 250 лет заброшенную Трою вновь заселили выходцы с Греции. Эти времена совпали с Великой греческой колонизацией, которая началась в VIII веке до н.э., то есть уже при жизни Гомера. Эта колонизация  была вызвана, прежде всего, ростом населения Греции при недостатке пригодных для сельского хозяйства земель. Греки также стремились расширить рынки сбыта для своих товаров, а также найти новые источники сырья для ремесленного производства. Все это толкало греков искать счастья на чужбине, переселяясь на побережья Средиземного, Черного и Азовского морей. Но после кратковременного подъема Трою ждал очередной упадок. В 700 году до н.э. благодаря греческим колонистам жизнь в городе вновь оживилась. После персидского владычества Трою, стали называть «Новый Илион», но ее сумел отбить у персиян Лисимах, один из полководцев Александра Великого. В те же времена в Трое был построен храм богине Афине и святилище для жертвоприношений, к которым совершил паломничество Александр Македонский. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки колон. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому Трою римляне стали чтить особенно рьяно.

На фото: театр римского периода. Троя VIII, IX

Так Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита в 48 году до н.э. Пришедший ему на смену император Август приказал построить в «священном Илионе» специальный «зал совета» и театр для проведения музыкальных выступлений. С приходом христианства в Трое учредилась епископская кафедра, но, она вскорости была захваченная турками. С приходом османской империи Троя надолго была предана забвению. Что сделал с ней Шлиман, вы уже знаете. Вот такая история великого города – города из легенд.