Турецкий поселок Гёреме находится в 3 километрах к северо-востоку от крепости Учхисар и является главным туристическим центром Каппадокии благодаря своим скальным церквям и монастырям. Специалисты подсчитали, что их тут более 400. Этот уникальный монастырский комплекс отстраивался и заселялся в самые непростые времена для христианства. Первые монахи-отшельники появились здесь в первые века нашей эры, спасаясь от преследования христиан в Римской империи. Еще святой Павел считал Гёреме хорошим местом для воспитания настоящих праведников. Массовое же появление пещерных храмов и монастырей происходило с VI века по конец XI века, то есть во времена, когда Каппадокия снова была убежищем для христиан в смутные времена иконоборчества. Тот ансамбль церквей, что мы видим сегодня, сформировался где-то после 850 года, а фрески, что их украшают, могут быть отнесены ко второй половине XI века.

Архитектурный декор пещерных церквей прекрасно сочетается с настенной росписью явно византийского происхождения. Росписи выполнили, скорее всего, профессиональные художники на средства, выделенные меценатами. Эти богатые и состоятельные члены сельской общины, объединялись в союзы или общества для совместного финансирования произведений искусства. Их старания вполне оправдались – прошли века, но многие фрески по-прежнему радуют нас своей яркостью красок. Туф, в котором монахи прорыли пещеры и создали свои церкви, обеспечивал постоянство температуры и не пропускал влагу.

Помогли сохранить краски на фресках и… голуби. Их специально разводили в окрестностях поселка Гёреме ради их помета – прекрасного удобрения для выращивания винограда. Есть в Каппадакии между поселками Гёреме и Учхисар даже специально отведенное место для разведения голубей протяженностью 4 километра — Голубинная долина, где жители создавали для своих крылатых питомцев голубятни в отвесных скальных образованиях. Залетали голуби, конечно же, и в церкви, оставляя на фресках свой помет, который защитил росписи от неблагоприятных воздействий внешней среды и обеспечил им яркость даже спустя многие века. Мусульман такое поведение пернатых не волновало, зато нас христиан оно теперь радует.

На фото: план расположения церквей в Музее под открытым небом в Гёреме

Пройдя через входные турникеты на территорию Национального парка Гёреме сразу слева за входом обращаешь внимание на большую скалу со множеством прорытых пещер и ходов.

Это многоэтажный Девичий монастырь, в котором когда-то проживало несколько сотен монашек. На первом этаже находилась трапезная, кухня и несколько служебных помещений, на втором и третьем этажах были обустроены кельи и часовня с достаточно простыми фресками на стенах. В настоящее время эта часть Музея под открытым небом закрыта для посещения из-за опасности обрушения.

Туристов обычно запускают по асфальтированной дорожке вокруг огороженной территории, предлагая самостоятельно ознакомиться с интерьерами пяти-шести самых значимых церквей заповедника. Внутри каждой сидит охранник-цербер, который категорически запрещает туристам фотографировать то, ради чего они сюда приехали. Согласитесь, условия для съемки в пещерах и без того не простые — без штатива и без вспышки в полутемных помещениях, а тут еще и постоянная угроза окрика (а возможно и крика) охраны. Несколько фотографий внутри пещер мне все-таки удалось сделать, другие взяты в свободном доступе в интернете.

Вот краткие сведения о самых значимых церквях.

Яблочная церковь была построена примерно в 1050 году н.э. и имеет примечательную архитектуру — девять куполов с тремя апсидами и четырьмя колоннами.  Колонны поддерживают центральный купол церкви, на котором изображен архангел Михаил с красным шаром (возможно, яблоком) в руке. Отсюда и название церкви. Хотя реставрация в храме была завершена сравнительно недавно, краска с изображений продолжает осыпаться и под ней обнаруживаются фрески более раннего периода.

 

Стены церкви расписаны красными красками и на них воспроизведены сцены из жизни святых и Христа. В отличие от других церквей вход в Яблочную церковь представляет собой узкий проход в светлом туфе.

На фото: вход в одну из скальных церквей

Церковь Святой Варвары специалисты относят к XI веку, она расположена с правой стороны от входа в Музей и выдолблена в той же скале, что и Яблочная церковь. Как утверждают специалисты, эту церковь сделали византийские войны, посвятив ее своей святой покровительнице.

Варвара была греческой мученицей, которую отец заключил в тюрьму, чтобы оградить ее от влияния христианства. Невзирая на его запреты, Варвара нашла способ утверждаться в своей вере, за что отец подверг ее пыткам и убил. В своем основании церковь имеет крест и два столба, а на ее стенах создана имитация каменной кладки, хотя храм полностью вырезан в скале. Всюду в церкви содержатся фрески с изображением геометрических узоров, в виде креста, треугольников, прямоугольников, зигзагов, нарисованные красной охрой.

Есть здесь и примитивное изображение курицы и прямостоячего жука или саранчи, олицетворяющая сатану. Таково было примитивное понимание темных сил монахами того времени. Два креста с обеих сторон от жука разоружают его и нейтрализуют его темную силу.

На фото: часовня Святой Екатерины, вырезанная в белом туфе

Одна из самых значимых церквей Музея под открытым небом – Темная церковь. Здесь было очень темно, свет попадал только через одно маленькое окошко, отсюда и название. Многие века церковь использовалась в качестве голубятни и ее фрески были покрыты слоем помета. Это плюс отсутствие дневного света обеспечили отличную сохранность настенным росписям, которые считаются, чуть ли не лучшими образцами византийского искусства XI века в Каппадокии.

Наружная стена скалы, где была вырублена Темная церковь, обвалилась, обнажив коридоры и галереи возле храма. Внутри церкви в наше время проведено дополнительное освещение, которое позволяет разглядеть яркие, насыщенные цвета отреставрированных фресок. Чтобы привести храм в надлежащий вид, реставраторам потребовалось больше десяти лет работы.

На фото: в главной апсиде церкви Пантократора  изображение Вседержителя.

Церковь с сандалиями расположенная в той же скале, что и Темная церковь и получила свое название по двум отпечаткам на полу у входа. Гиды рассказывают мутную историю о благочестивом монахе, который несколько раз в день ставил сюда свою обувь перед молитвой, что и привело к образованию этих следов. История умалчивает из какого абразива были сделаны подошвы тех сандалий, что сумели оставить в скальной породе такие выемки. Неужели они были сделали из победитовой крошки?

Церковь с сандалиями вырублена в скале чуть выше остальных церквей, а каменная лестница, ведущая к ней, разрушилась под действием эрозии и времени. Сегодня приставная металлическая лесенка, ведущая внутрь церкви, не красит ни сам храм, ни Музей в целом. Яблочная церковь, Темная церковь и церковь с сандалиями обустроены по общему замыслу, расписаны в схожей манере и приблизительно в одно время – в начале XIII века.

Одна из самых примечательных церквей Гёреме Змеиная церковь или церковь со змеей. Свое название церковь получила от известной росписи, на которой изображена борьба Святого Георгия и Святого Федора со змеем. Внутри церкви нет ни колонн, ни купола, зато много фресок на стенах. Здесь есть изображения императора Константина и его матери Елены, которые держат в руках крест. Самое необычное изображения — фреска Святого Онуфрия, который согласно сказаниям был… женщиной и весьма легкомысленной. Утомившись, она стала молить господа оградить ее от мужского внимания. Господь внял ее молитве и «украсил» ее лицо бородой. Так и осталась она/он наполовину женщиной, наполовину мужчиной. Долгие время приблизительно около 400 года нашей эры жил этот святой отшельником в египетской пустыне и обычно изображался с длинной седой бородой и фиговым листом, закрывающим половые органы. Описание жизни святого гласит: «Он был весь в волосах, как дикий зверь. Его волосы были настолько густыми, что полностью скрывало все тело. Единственной одеждой на нем была повязка из листьев и трав».

Возле святого Онуфрия на стене церкви изображены святой Тома и святой Василий. Все трое представляют три вида святых – отшельника, апостола и Отца Церкви.

Если заглянуть в многочисленные помещения между церквями, то можно обнаружить кельи для монахов, а также общие монастырские помещения: кладовые, кухню, трапезную. В трапезной находятся каменные столы и скамейки, за которыми могли принимать пищу сразу 40-50 человек. На стенах расположены небольшие ниши, служившие шкафами или подставками для масляных ламп.

На выходе из Музея, в 50 метрах за его турникетом находится самая красивая и самая большая церковь заповедника – церковь Токалы или церковь Пряжки. Ее реконструкция была закончена в 1980 году. Ее интерьер содержит лучшие фрески во всей Каппадокии. Церковь Токалы была самой популярной церковью в древности, и сегодня остается величайшей церковью. Можно сказать, что эта церковь характеризует пик расцвета Каппадокийской росписи.

На фото: вход в церковь Токалы

На фото: икона Девы Марии с младенцем — одна из лучших в Каппадокии

Где-то в 800-х годах нашей эры церковь Токалы начиналась как простой скит – небольшое жилье для одинокого монаха. Это была маленькая, темная комнатка, где обитал отшельник. Около 915 года нашей эры рядом со скитом была высечена старая церковь Токалы. Можно предположить, что богатый покровитель финансировал эту церковь из благодарности отшельнику за его молитву или исцеление. Через 45 лет, то есть в 960 году нашей эры была рядом вырезана величественная церковь Новой Токалы.

При ее возведении была осуществлена переделка старой церкви и использованы в декоре дорогие голубые пигменты и сусальное золото. Новая церковь была значительно больше старой и имела сложную роспись, которую осуществил высококвалифицированный мастер из Константинополя, используя дорогостоящие материалы. Что же послужило причиной появления этой величественной новой пещерной церкви? Скорее всего, церковь Старого Токалы стала тесной, не способной вместить всех желающих паломников. Причиной тому могла быть известность святого монаха, который обитал здесь в те времена. Это и побудило неизвестного мецената построить еще большую церковь – новую церковь Токалы.

На фото: церковь Токалы или церковь Пряжки 

Музей под открытым небом в Гереме внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из самых известных достопримечательностей Каппадокии. Побывать здесь – счастье как для любого, истинно верующего человека, так и для знатока истории христианства.