Один из красивейших соборов Испании — Архиепископский — является также богатейшей сокровищницей искусства.

Удивительная мраморная скульптурная композиция в капелле Девы Марии за алтарем работы Нарсисо Томе 1721 г. возбудила и продолжает возбуждать оживленную дискуссию среди специалистов.

Многие считают игру света на мраморе, заполняющего пространство вокруг алтарной композиции и льющегося из специально сконструированного отверстия в крыше, замыслом гения или гениальной находкой. Другие же полностью отвергают этот элемент декора интерьера, как очередное проявление вульгарности, типичной для барокко.

Херувимы занимают верхнюю часть композиции. Под ними — сцена из «Тайной вечери», далее следует изображение солнца, в лучах которого купаются небесные создания. У основания расположена фигура Девы Марии с младенцем.

Базилика Санта Мария де Толедо, известная как Архиепископский собор, стоит в ряду самых выдающихся культовых построек страны. Это жемчужина в короне, венчающей город на реке Тахо, сконцентрировавший такое множество архитектурных шедевров, что он сам признан национальным памятником.

Толедо был когда-то столицей Испании, а районы Новой Кастилии — исторически важными для всей страны. Поэтому собор в Толедо должен был соответствовать своей исторической роли. В нем собрано множество произведений искусства — больше, чем в любом из храмов Испании.

Основание собора

Строительство собора в Толедо началось в 1220-х гг., после изгнания мавров во время христианской Реконкисты. Первая церковь появилась на этом месте в VI в. Когда в город вторглись арабы, церковь превратили в мечеть.

В XIII в. она была снесена до основания по приказу короля Кастилии Фердинанда III, чтобы освободить место для нового храма — от первоначальной постройки при этом не осталось никаких следов. Первым был завершен хор, двойные обходы которого окружает венок из пятнадцати капелл.

Трансепт не выступает из общего массива здания, в связи с чем ведущие в него северный и южный порталы расположены непосредственно на боковых фасадах собора. На следующем этапе была построена продольная пятинефная часть собора зального типа с великолепным центральным и широкими боковыми нефами.

Западный фасад был воздвигнут между 1418 и 1452 гг. Сводчатый центральный портал фасада утоплен в толще стены по французскому образцу. Из двух башен фасада южная не завершена.

Северная башня-колокольня производит неизгладимое впечатление. Она была построена в 1380—1440 гг. в готическом стиле и имеет высоту 90 м. Завершающий ее фонарь и шпиль созданы в 1448-1452 гг. архитектором Аннекином де Эгасом.

Высокий тонкий шпиль окружен полосой небольших шпилей, символизирующих терновый венец Христа. Южная башня завершается куполом, покоящимся на основании, напоминающем квадратную башню, перерастающую в восьмигранную. Купол спроектирован в 1631 г.сыном знаменитого Эль Греко. Простая конструкция купола в стиле Возрождения прекрасно дополняет сложную конструкцию готической северной башни.

Величайшим достижением мастеров Толедо явился не только прекрасный центральный неф собора в Толедо, отличающийся грандиозными размерами, «лесом» стройных колонн с резными капителями, устремленными ввысь, к готическим стрельчатым аркам сводов, но и 750 окон с витражами.

Витражи делались с 1418 по 1560 гг., и смена времен и стилей сказалась в смешении цветовых сочетаний, стилистических особенностей и сюжетов. Всемирно известные витражи, представляющие изысканные сочетания нежно-зеленого и синего, ярко-оранжевого, красного и золотистого, отбрасывают отблеск на выдающиеся произведения искусства, хранящиеся в соборе.

Датированный 1502—1504 гг. ретабло из лиственницы с изображениями сцен из жизни Христа, великолепные резные скамьи в хоре XV-XVI вв.; живописные произведения Эль Греко, Гойи, Тициана, Беллини, Джорджоне и Ван Дейка — вот неполный перечень сокровищ собора в Толедо.

Многие шедевры находятся в хоре, который расположен западнее средо- крестия (как во многих других храмах Испании, где хор вынесен из восточной апсиды на середину главного нефа). Помимо картин, это скульптура в дереве, камне, бронзе и других металлах.

Эль Греко

Настоящее имя художника — Доменико Теотокопулис. Родился в 1541 г. на острове Крит. Эль Греко (грек) поселился в Толедо около 1557 г. и оставался там до конца своей жизни (умер в 1614 г.).

Мастер создал в Толедо большую часть своих шедевров, и город в знак признания его заслуг основал музей Эль Греко. Одна из самых знаменитых его картин «Погребение графа Оргаса» находится в церкви Сант- Томе.

Большое количество работ художника, легко узнаваемого по резким краскам и удлиненным, свечкообразным фигурам, можно увидеть в алтаре собора

СОБОР В ТОЛЕДО
СОБОР В ТОЛЕДО
СОБОР В ТОЛЕДО
СОБОР В ТОЛЕДО
СОБОР В ТОЛЕДО
СОБОР В ТОЛЕДО