На западе Германии расположены лучшие соборы страны. Среди них собор в Ксантене, знаменитый своим простым романским фасадом, выдержанным в строгих благородных формах, а также прославленный, богато украшенный Кельнский собор с изобилием готических пинаклей, вимпергов и навесных аркбутанов.

Все соборы на западе очень древние: Ахен датируется концом VIII в, Вормс, Ксантен и Кельн — 1200-ми гг. Но ни один собор не может сравниться с Трирским по древности составляющих его частей. Он включил в себя фрагменты церкви, относящейся к 324—348 гг, а также остатки базилики римского императора Грациана (375-385).

Трирский ансамбль

Неприступный (фортификационный) характер архитектуры собора в Трире делает его похожим на крепость и еще больше усиливает впечатление его грозной мощи. Фасад, выдержанный в истинно романском духе, преисполнен суровой простоты и величия и считается одним из лучших фасадов в Европе.

Собор представляет собой целое скопление зданий, воздвигнутых в разное врелля, в разных стилях и группирующихся вокруг базилики, стоящей на развалинах римского дворца IV в. В 1040-х гг. архиепископ Поппо стал расширять и украшать старую церковь.

При нем началось строительство прекрасного западного фасада. В 1160-х гг. с восточной стороны был пристроен хор с криптой и многоугольная апсида, декорированная снаружи небольшой галереей арок под карнизом, на втором ярусе. Центральный неф был перекрыт крестовыми сводами по романской системе в 1220-х гг. Рядом с собором находится церковь Богоматери времен ранней готики.

Внушительный вид

Великолепный западный фасад с двумя башнями разной высоты, к которым примыкают лестничные башенки под конической крышей, является доминантой всего здания собора в Трире. Сходство храма с крепостью усиливается наличием двух маленьких дверей у основания каждой башни, а также крошечными окнами в лестничных башнях.

В соответствии с романским стилем фасад очень прост; глухая аркада и открытая галерея на башнях — единственные элементы декора. Некоторые из полуциркульных арок сложены из разноцветного камня, немного оживляющего суровую монументальность здания.

Во времена готики к южной башне были пристроены еще один ярус, остроконечный каменный шатер и несколько окон с ажурными переплетами. Северная башня, мало изменившаяся со времени своего основания в XI в, имеет простую пирамидальную крышу.

Между башнями расположен небольшой фронтон, венчающий круглую апсидообразную постройку, занимающую почти весь фасад. Подобная конструкция, поднимающаяся на высоту трех ярусов, не имеет аналогов в средневековой архитектуре соседних стран. В нижнем ярусе окна отсутствуют, два верхних яруса имеют красивые полуциркульные окна.

Интерьер

Небольшие окна делают интерьер собора довольно теплым, и лишь внутреннее убранство в стиле барокко спасает его от чрезмерной суровости.

В XVIII в. церковные власти сочли интерьер собора слишком простым, и здание было реконструировано. Алтарь собора может служить наглядным примером немецкой готики того времени. В период между 1891 и 1910 гг. собор претерпел значительные изменения. Большой реконструкции подвергся интерьер.

Памятник Иоганну III фон Меценхаузену, созданный в 1540-х гг, а также надгробие Рихарда фон Грейффенклана — прекрасные образцы творчества немецких мастеров эпохи Возрождения, украшают интерьер. Следует также отметить алтарную преграду и изящный портал в романском стиле южного нефа. Крытые галереи датируются 1220—1230-ми гг. В северо-западном углу собора стоит прекрасная статуя Девы Марии, называемая Богоматерью Мальбергской.

Многие европейские соборы строились в периоды гражданских войн и волнений и напоминают скорее укрепленные замки, чем церковные сооружения. Собор в Трире представляет собой пример подобного романского собора-крепости с укрепленными башнями, которые могут быть использованы для защиты от врагов.

В Англии собор в Дареме, возвышающийся на скалистом берегу реки Уир, стал мощной цитаделью епископов; во Франции собор в Альби, осажденный несколько раз, напоминает огромный прямоугольный зал с толстыми стенами и щелями для стрельбы из лука В Италии собор в Чефалу был воздвигнут норманнами во вновь завоеванной стране; а в Португалии собор в Коимбре служил напоминанием о набегах мавров.

СОБОР В ТРИРЕ
СОБОР В ТРИРЕ
СОБОР В ТРИРЕ
СОБОР В ТРИРЕ