В 1484 г. Анна де Боже, дочь Людовика XI, правившая от имени своего младшего брата Карла VII, приказала построишь в Жьене величественный замок, красные стены которого отражались бы в водах Луары. От старой постройки до наших дней сохранилась только четырехугольная башня, обращенная к реке.

Скорее всего, на том месте, где сейчас возвышается замок, существовала когда-то еще более древняя конструкция. Традиция — скорее всего ошибочно — приписывает идею ее строительства Карлу Великому. В 1429 г. здесь останавливалась знаменитая Орлеанская дева, Жанна Д’Арк, прежде чем привести Карла VII в Реймс на коронацию.

В последующие века в замке бывали многие французские монархи, в том числе молодой Людовик XIV и его мать Анна Австрийская, спасавшиеся от Фронды, восстания дворянства. Позже замок был «понижен» до одного из правительственных зданий, суда, а в эпоху Первой империи — даже до тюрьмы.

Таинственная геометрия

Рядом с замком расположена церковь XX в. (1954), построенная в честь Жанны Д’Арк, со старой колокольней, восходящей ко времени Анны де Боже. Разнообразные геометрические фигуры, которые украшают обращенный во внутренний двор фасад (ромбы, перпендикулярные прямые, стрелы и круги), вызывают горячие споры специалистов.

Поскольку среди них есть звезда Давида, масонский символ храма Соломона, многие видят в этих фигурах таинственные эзотерические знаки. Однако, возможно, они нужны были просто для оживления и украшения однотонной стены.

В военной и светской архитектуре Луары использование кирпича, хоть и известного в этой местности, является редкостью. Здесь всем правит камень, как и практически повсеместно во Франции. Использование обожженного кирпича при строительстве замка конца XV в., то есть еще в готическую эпоху (даже если значительная часть величественного здания, сохранившегося до наших дней, построена позднее), можно считать еще большей редкостью. Выбор этого необычного материала придает замку особенный вид.

«Жьенский синий»

Сегодня туристы могут посетить старинную фабрику, в одном из подсобных помещений которой сейчас расположен Музей фаянса (франц. Musee de la Fai’encerie). Здесь можно увидеть ценные изделия, которые в начале XIX в. заложили основу широко известных традиций французской майолики.

В XIX в. Жьен приобрел мировую известность благодаря производству фаянса, многократно обожженного весьма дорогостоящим образом и до сих пор ценимого за искусную и тонкую обработку. Все началось в 1821 г., когда англичанин Томас Холл запустил это производство. Со временем оно менялось с технической и художественной точек зрения: в 1870 г. был найден особый темный цвет и узор, который стали называть «Жьенским синим».

Интриги власти

Анне (1461-1522), дочери французского короля Людовика XI и Шарлотты Савойской, было всего 22 года, когда ее отец умер. Поскольку он распорядился, чтобы именно она вместе с мужем Пьером де Боже правила страной от имени ее младшего брала Карла VIII (1470-1498), молодая женщина без колебаний приняла на себя этот груз.

Она правила твердой рукой и заслужила прозвище «Великая дама». Как графиня Жьена она вложила значительную сумму в реставрацию замка и города. В качестве регента ей пришлось столкнуться с восстанием знати под предводительством Людовика Орлеанского, правнука Карла V, мечтавшего взойти на престол.

Анна избавилась от противника, заключив его в тюрьму на три года. Но ее подлинным политическим шедевром был брак между Карлом VIII и Анной Бретонской: если бы последняя умерла раньше мужа, не оставив детей, Карл мог бы унаследовать целое государство. Однако эти сложные дипломатические игры были расстроены несколькими подозрительными смертями членов королевской семьи: сначала умерло трое детей четы де Боже, затем в 27 лет умер сам Карл VIII, ударившись головой. Его преемником стал все тот же герцог Людовик Орлеанский (он же Людовик XII), против которого в качества регента боролась Анна де Боже.

В настоящее время в Жьенском замке располагается представляющий большой интерес Международный музей охоты, в котором содержится более 2 000 экспонатов, рассказывающих об этой весьма древней спортивной практике.

  • Стоит посмотреть экспозицию, посвященную охотничьему оружию от древних времен до XIX в. и включающую, в том числе, ценную коллекцию арбалетов. Кроме того, здесь хранится важный документ XIV в., «Книга об охоте» Гастона Феба де Фуа.
  • Во всех подробностях сохранена также история соколиной охоты, пришедшей в Европу из арабских стран. В XIII в. император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен посвятил фальконерии трактат «Искусство охоты с птицами».
  • С 1962 г. в музее можно увидеть фигуры животных, выполненные Флорентином Бриго (1886-1958). В зале Трофеев около 80 рисунков Франсуа Депорта (1661-1743), работавшего при дворе Людовика XIV, реалистично представляют сцены охоты. Картина «Охота на волка» принадлежит кисти Жана-Батиста Удри (1686-1755).
  • В 1972 г. Этье де Буасламбер уступил музею свою коллекцию охотничьих трофеев со всех концов света.
  • Отдельная небольшая секция музея посвящена деятельности охотников и лесников в наше время.
  • Также представляет интерес коллекция охотничьих кинжалов, которую до 1936 г. собирал полковник Шарль Дагуильон-Пужоль.
Жьенский замок (Château de Gien)
Жьенский замок (Château de Gien)
Жьенский замок (Château de Gien)