Сегодня Лувр предстает перед нами как грандиозный дворец U-образной формы, здания которого обрамляют сначала громадный внутренний двор — Квадратный двор, или Кур-Карре, затем — просторный сад Каррузель. Наиболее старая часть дворцового комплекса — южная половина западного крыла. Самое современное — стеклянная пирамида, возведенная американским архитектором китайского происхождения Бэем Юймином в рамках работ по расширению музея, проводившихся с 1985 по 1989 год.

Крепость становится дворцом

Историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения названия дворца. Одни связывают его с охотой на волков (lupara, отсюда — Лувр), другие — с саксонским названием древних крепостей (lower), а некоторые — с лепрозорием, зданием, стоявшем раньше на этом месте. С точностью можно сказать, что крепость была воздвигнута Филиппом II Августом для защиты западной части Парижа, а дворец, в который позже превратилась крепость, в течение последующих веков являлся сердцем французского королевства.

Карл V Мудрый в XIV веке перенес в Лувр свою резиденцию, подготовленную под нужды двора архитектором Раймоном дю Тамплем. Однако сложные и полные драматизма превратности эпохи (Столетняя война, крестьянские восстания, внутренняя смута и т.д.) неизбежно привели к тому, что замок был покинут. Только в 1528 году Франциск I обратил внимание на Лувр, а в 1546-м решил разрушить все до основания и воздвигнуть новый дворец, спроектированный в соответствии с канонами эпохи Возрождения. С тех пор практически каждый король Франции, вплоть до Людовика XIV, оставлял свой след в ансамбле Лувра, продолжавшем увеличиваться в размерах.

Наследие Екатерины

Очень мало королев Франции, а, пожалуй, вообще ни одна из них не была столь значимой фигурой в истории страны, как Екатерина Медичи — представительница великой флорентийской династии, ставшая в 1533 году супругой Генриха II Валуа. Несчастливая в супружестве, она имела безграничное влияние в политике, управляя действиями своих сыновей, которые восходили на трон в одну из самых драматичных эпох в истории Франции.

Восемь веков истории

  • 1190: король Филипп II Август воздвигает замок-крепость у западной стороны городской стены Парижа.
  • XIV век: Раймон дю Тампль превращает средневековую крепость в королевскую резиденцию для Карла V.
  • 1546: Франциск I приказывает построить новую резиденцию по проекту Пьера Леско.
  • 1564: к резиденции присоединяется дворец Тюильри.
  • XVII век: по приказу Людовика XIV закончено строительство главного внутреннего двора Кур-Карре; в 1667 году перестраивается восточный фасад.
  • 1793: торжественное открытие Музея Лувр.
  • 1806-1808: Наполеон I приказывает воздвигнуть Триумфальную арку перед дворцом Тюильри.
  • XIX век, вторая половина: работы по расширению и перестройке дворца при Наполеоне III.
  • XX век: с 1981 года стартует проект модернизации «Великого Лувра».

Не менее важным было влияние Екатерины на культурную жизнь страны. Благодаря ей при французском королевском дворе были приняты новые правила хорошего тона и усвоены новые представления об архитектуре и живописи, другими словами, все громадное культурное и светское наследие эпохи итальянского Возрождения.

По инициативе Екатерины по соседству с Кур-Карре начали возводить новый роскошный дворец, завершенный впоследствии Генрихом IV, — Тюильри, название которого происходит, скорее всего, от фабрики по производству черепицы (tuiles), стоявшей ранее на этом месте. Рядом с дворцом Екатерина разбила обширный сад по итальянскому образцу: это был первый парижский парк, открытый для посещения публики. Современным видом сад обязан

Римское барокко не по нраву французам

Людовику XIV Лувр не нравился, он ассоциировался у него с Фрондой, когда крупные аристократы на какое- то время объединились с парижской буржуазией, чтобы свергнуть королевскую власть. Тем не менее он не мог просто так покинуть официальную королевскую резиденцию. Самые большие архитектурные работы в Лувре при нем заключались в перестройке западного фасада, которым дворец «смотрел» на город.

Для реализации проекта в Париж из Италии был вызван самый именитый архитектор эпохи — Джованни Лоренцо Бернини. Король оказал итальянцу пышный прием, архитектор предложил помпезное решение — большой изогнутый центральный корпус с двумя дополнительными корпусами по бокам. Проект в духе римского барокко не вызвал восторга у французской знати, придворные оценили его как слишком причудливый. Бернини щедро заплатили, в высшей степени расхвалили и отправили назад в Италию. А вместо спроектированного им здания в 1667-1673 годы Клод Перро воздвиг мощную колоннаду в классическом стиле.

Андре Аенотру, который в 1664 году перепроектировал его по заказу Кольбера, создав великолепную перспективу до самой Триумфальной арки.

От Людовика XIII до Наполеона

В XVII веке Людовик XIII обратился к архитектору Жаку Лемерсье для постройки Кур-Карре, а его сын Людовик XIV поручил Луи Лево закончить его. В XVIII веке, после переезда королевского двора в Версаль, Лувр деградировал до такой степени, что пришел Наполеон, он привел в порядок старинный дворец, расширил и перестроил его, разместил в нем коллекции произведений искусства.

Творения Наполеона III

Современный вид Лувр в значительной степени приобрел благодаря достройкам и реконструкциям, сделанным во время правления Наполеона III — некоторые его части превратились в ночлежку для бездомных парижан, в то время как остальные были заняты незаконными владельцами.

Вознамерившись завершить работы своего великого дяди, отреставрировавшего Лувр и Тюильри и сделавшего их собственной резиденцией, император с помощью придворных архитекторов Луи Висконти и Эктора-Мартина Лефюэля произвел во дворце многочисленные преобразования.

Триумфальная арка Елисейские Поля

Музей занимает большую часть огромного здания, кроме отдельной пристройки в северном крыле, где располагается Музей декоративного искусства. Собственно, весь ансамбль Лувра представляет собой необъятное собрание произведений искусства.

  • В залах дворца, которые ежегодно посещают не менее четырех миллионов человек, размещено более 400 тысяч произведений искусства на общей площади свыше 60 тысяч квадратных метров.
  • Кроме нумерации залов каждому этажу музея соответствует свой цвет, крылья дворца имеют свои имена: Ришелье (северное), Сюлли (восточное) и Денон (южное).
  • «Джоконда» Леонардо да Винчи, вне всякого сомнения, привлекает к себе наибольшее количество зрителей. Картина была написана примерно в 1503 году и пережила многочисленные испытания. Знаменитый портрет был в числе первых экспонатов коллекции шедевров итальянского Возрождения, собранной Франциском I.
  • Еще одно ценнейшее произведение искусства из хранящихся в Лувре — каменный столб вавилонского царя Хаммурапи (ок. 1810 — ок. 1750 года до н.э.), на котором высечен текст самого древнего в человеческой истории свода законов, Кодекс Хаммурапи, как свидетельство преобладания написанного закона над устными традициями.
  • Из произведений нового искусства в коллекции Лувра представлена знаменитая картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830), на которой изображена пышнотелая богиня свободы с открытой грудью, которая размахивает французским флагом (очевиден отсыл к революционным идеалам предыдущего поколения, символически, к Жанне д’Арк — героине борьбы французского народа за свободу).
  • Из произведений средиземноморских культур заслуживают внимания древнеегипетская статуэтка «Сидящий писец» (третье тысячелетие до н.э.) и скульптура «Ника Самофракийская», знаменитая крылатая богиня победы, без рук и головы (около 190 года до н.э.). В коллекции музея есть также целые залы археологических памятников различных культур: исламской, восточной, египетской, греческой (здесь выставлена в том числе «Венера Милосская») и римской (скульптуры, картины, мозаика).
  • Коллекции живописных произведений искусства охватывают период с XIV по XIX век, среди них представлены картины испанских, английских, французских, итальянских художников, а также мастеров из Северной Европы.
  • В коллекциях декоративно-прикладного искусства представлено несчетное множество миниатюр, изделий из серебра, слоновой кости, смальты, керамики; ковры и фарфор, есть также богатая коллекция ювелирных изделий, принадлежавших Французской короне.
  • Для экспозиции скульптур, таких как «Лошадь Марли» Гийома Кусту (1745) и других не менее интересных статуй, был оборудован крытый стеклом внутренний двор.
  • Музей декоративного искусства имеет богатую коллекцию экспонатов, позволяющих проследить эволюцию французского прикладного искусства с раннего Средневековья до наших дней: гобелены, мебель, керамические и фарфоровые изделия, предметы из слоновой кости и бронзы, оружие, ювелирные украшения, часы, музыкальные инструменты, картины, скульптуры и ткани.
  • По соседству, на улице Риволи, открыты залы Музея моды и текстиля (бывший Музей искусства моды), посвященного моде — гордости французской культуры; здесь часто проходят выставки одежды и аксессуаров.
  • В конце сада Тюильри находятся два павильона-близнеца: музей Оранжери и галерея Жё де Пом. Названия обоих связаны с коллекциями искусства, частично переданными Музею Орсе.
  • Большой сад украшен десятками статуй и бесчисленными архитектурными декорациями.
  • Во время раскопок 1980-х годов были найдены остатки фундамента старинной средневековой крепости.
  • С западной стороны от Лувра расположена Площадь Согласия, созданная архитектором Габриэлем для короля Людовика XV.
Лувр (Musée du Louvre)
Лувр (Musée du Louvre)
Лувр (Musée du Louvre)