Виктор Орта — без сомнения, главный архитектор на границе XVIII и XIX вв. Он родился в Генте в 1861 г. и умер в Брюсселе в 1947 г., учился в Париже и затем в Академии изящных искусств в Брюсселе. Он посвятил себя, прежде всего, проектированию и украшению частных резиденций, которые стали точкой отсчета в обширной панораме ар-нуво как по стилю проектирования, так и по используемым современным материалам. При этом бельгийская столица предложила идеальных заказчиков для того, чтобы воплотить блестящие идеи архитектора.

Особняк Тасселя

Особняк Тасселя, вероятно, можно назвать самым значительным памятником ар-нуво. Он был заказан профессором Эмилем Тасселем в 1893 г. и был первой работой, в которой Виктор Орта имел возможность выразить свою оригинальную концепцию архитектуры, уже здесь продемонстрировав все те особенные элементы, что получат развитие в его последующих проектах. Хотя работа была закончена в 1894 г., Орта продолжил разрабатывать интерьер дома в течение нескольких лет и привносить в него небольшие изменения по запросу владельца. Особняк, узкий фасад которого был встроен между другими зданиями, был выполнен по проекту, предполагавшему 7, 79 метров высоты при 39 метрах глубины дома. Профессор Тассель пожелал резиденцию буржуазного типа: он был холостяком, жил с бабушкой, любил принимать друзей и заниматься дома исследованиями.

Орта приступил к работе, спроектировав фасад, выходящий на улицу и разделенный на четыре уровня: полуэтаж, второй и третий этажи и аттик. Над входом расположен занимающий два уровня железный балкон, выполненный по инновационному для того времени плану и служащий доказательством способности архитектора соединять традиционные формы и новые художественные и технологические концепции. Возведенный на базе цокольного этажа дом выстроен симметрично относительно центральных осей. Через вестибюль можно пройти в салон и столовую с большим окном, которое выходит в сад. Главная лестница ведет в кабинет на втором этаже, а две второстепенные лестницы — к остальной части резиденции. Спальная зона расположена на верхних этажах. В здании обнаруживаются различные стили: японский в восьмиугольном вестибюле, древнеегипетский во входном портале и в интерьере, средневековая стилизация в расположении балконов и классицизм — в превосходной симметрии композиции.

После Второй мировой войны здание было разделено на несколько апартаментов, но в 1976 г. архитектор Жан Деле приобрел особняк и отреставрировал фасад и вход, превратив его в роскошный офис.

Особняк Солъве

Заказанный Арманом Сольве небольшой дворец был построен между 1895 и 1898 гг., хотя меблировка была завершена только в 1903 г. Сольве сохраняли дом в своем владении до 1957 г., пока его не приобрела семья Виттамер-де-Камп, дабы спасти от сноса. Она приспособила особняк под свое ателье мод (фр. Maison de couture), привнеся в него некоторые изменения. В 1980 г. они переместили свой офис в другое место и приступили к реставрации здания, вернув уже существовавшие элементы, такие как витражи над парадной лестницей.

Особняк Сольве может считаться наиболее хорошо сохранившейся постройкой Орта: интерьер остался в первоначальном виде, включая оригинальные предметы, и все оборудование до сих пор функционирует. Передний фасад выполнен из камня, тогда как задний, который выходит на сад, — из кирпича.

Музей Орта

В Сен-Жиле, расположенном неподалеку от Брюсселя, находится Музей Орта (на фото внизу его столовая комната), оборудованный внутри бывшего дома-ателье (фр. maison-atelier) архитектора. Несмотря на скромные размеры, комплекс представляет собой великолепный манифест творческих способностей Орта. Сильное впечатление производит гигантский витраж, который возвышается над главной лестницей. Дом был возведен между 1898 и 1901 гг. на двух участках земли и затем был расширен за счет сада. После развода Орта сдавал его в аренду, затем вернулся сюда жить, видоизменив внутренние покои, добавив террасу и расширив ателье. В 1911 г. он модифицировал фасад, который выходил на улицу, пристроив к нему гараж. В 1919 г. дом был продан майору Генри Пинте и затем в 1926 г. разделен на две части. В 1961 г. коммуна Сен-Жиля выкупила резидентскую часть, чтобы превратить ее в музей работ Орта. Первая реставрация здания пришлась на 1967 г. и прошла под руководством Жана Деле. В конце столетия музей еще несколько раз был реконструирован.

Внутри тщательно подобрана мебель из темного дерева, мягких форм и металлических конструкций. Стекла внутренних дверей и окон играют разными цветами, декорированные полы и стены, окрашенные светлыми красками, продолжают заданные мебелью линии. Как для интерьера, так и для внешней отделки были выбраны труднодоступные драгоценные материалы: мрамор, оникс, бронза, тропическое дерево.

Особняк ван Этвельде

Строительство этого здания, заказанного ван Этвельдом в 1895 г., было начато двумя годами позже. Западное крыло было трансформировано в 1900 г., восточное — в 1901 г. В 1920 г., после смерти госпожи ван Этвельде, дом был разделен на две части. Восточное крыло и главное здание были проданы семье Пуппе де Кеттенис, которая жила здесь на протяжении тридцати лет. В 1950 г. эта часть дома была куплена нынешним владельцем — Федерацией газовой промышленности. Западное крыло, в свою очередь, было объединено со смежным угловым зданием. После попытки сноса в 1926 г. дворец был приобретен архитектором Жаном Деле, который сделал из него собственную резиденцию. Комплекс состоит из основного здания, с которым связаны восточное и западное крылья. Главный корпус построен по прямоугольному плану, и его центральную часть занимает разделенная система внутренних коммуникаций: основная лестница сообщается с вестибюлем на втором этаже, тогда как на верхний уровень ведут две лестницы: для господ и для прислуги. Бельэтаж занимают большой салон, выходящий на улицу, и столовая комната. На том же уровне в восточном крыле расположены небольшая гостиная и зал с бильярдом, тогда как в западном крыле обустроен кабинет. Верхний фасад, расписанный и украшенный в лососевых тонах, занимает с переменным ритмом четыре уровня. Здесь также железо и стекло стали главными материалами, использованными как для внешних конструкций, так и для интерьера, создав помещения, в которых детали гармонируют с общим видом комплекса.