Комплекс Амалиенборг, названный так в тесть королевы Софии Амалии, супруги Фредерика III, был построен к середине XVIII в. для короля Фредерика V В 1794 г. дворец был избран официальной резиденцией датских правителей и по сей день является действующей резиденцией королевской семьи.

Во дворце с парком, где в XVII в. жили короли Дании и который носил имя супруги Фредерика III Софии Амалии, в 1689 г. вспыхнул пожар. В 1749 г. король Фредерик V передал муниципалитету Копенгагена участок земли вокруг старого Софи- Амалиенборга. На этом месте появился новый район Фредериксстаден, «город Фредерика». Это событие чествовало трехсотую годовщину восхождения на трон династии Ольденбургов.

Наследие точно соблюденного проекта В центре района было построено четыре элегантных дворца в позднебарочном стиле, выходящих на восьмиугольную площадь. Создание проекта такой масштабной работы было поручено придворному

Восемнадцать лет работы над памятником

Фредерик V хотел быть увековеченным в памятнике в центре основанного им района. Проект был поручен придворному художнику Маркусу Тускеру и включал в себя большой фонтан со сложной системой струй воды, с горными породами, львами и дельфинами вокруг символической фигуры короля, изображенного в виде бога моря Нептуна, и двух мощных фигур, символизирующих Данию и Норвегию, в то время принадлежавшую датской короне. Данный проект оказался помпезным и безвкусным, но никто не имел смелости выразить это мнение открыто. Когда неожиданная смерть Тускера помешала реализации проекта, все были этому рады.

В 1753 г. памятником занялся французский скульптор Жак Франсуа Жозеф Сали, который отнесся к разработке проекта весьма серьезно. В течение двух лет он работал над небольшими статуями правителя, следующие два года он наблюдал за лошадьми, чтобы достоверно изобразить их. За пять лет скульптор подготовил модель памятника, изображающего Фредерика V на коне в одеянии римского императора. Монарх остался очень доволен работой и дал добро на ее осуществление. Спустя два года, в 1760 г., был заложен первый камень памятника. Еще спустя три с половиной года Сали наконец показал модель будущей статуи в натуральную величину, сделанную по первому эскизу. Понадобилось еще четыре года, чтобы отлить 22 тонны гигантской фигуры в бронзе. К тому времени, когда статуя наконец заняла свое место, Фредерика V уже два года как не было в живых. Но работа еще не была завершена. Понадобилось еще три года, чтобы довести до конца внешнюю отделку фигур коня и всадника. В 1771 г. долгожданный памятник был открыт.

На всю работу было потрачено не менее половины миллиона талеров (около семи миллионов евро) и ушло восемнадцать лет.

В 1754 г., когда весь комплекс еще находился на этапе строительства, Эйтвед скончался, и всеми работами стал руководить Жарден. Несмотря на интерес к романскому стилю и неоклассицизму он точно следовал оригинальному проекту, поэтому Амалиенборг принято считать творением Эйтведа. По завершении работ, поскольку Фредерик V не намеревался тут жить, четыре комплекса были переданы знатным и богатым подданным, которые могли позволить себе содержать роскошные дворцы: особому советнику Брокдорфу, графу Леветцау, барону Левенскольду (а затем графине Шак) и придворному маршалу Мольтке, именами которых и названы здания.

Дворец Кристиана VII

В 1794 г. королевский дворец Кристиансборг был охвачен огнем. Из-за этой катастрофы король Кристиан VII приобрел три дворца Амалиенборга из четырех и создал новую официальную резиденцию: четвертый дворец — дворец Брокдорфа — затем переименованный во дворец Фредерика VIII, уже был собственностью короля, и с 1767 г. в его стенах находилась школа офицеров. Кристиан занял самое большое здание — Мольтке, которое с тех пор носит его имя. Сейчас в комплексе проживает королевская семья.

Придворный архитектор Николай Эйтвед

Дворцы Амалиенборга в большой степени обязаны своим созданием архитектору Николаю Эйтведу, проектировщику множества других зданий в Копенгагене, среди которых известный Мраморный мост — гордость города, а также церковь Кристиана.

  • Современные апартаменты королевской семьи закрыты для посещений, но во дворце Леветцау, сейчас переименованном во дворец Кристиана VIII, можно посетить некоторые залы и увидеть произведения искусства, принадлежавшие предыдущим датским правителям.
  • Каждый день в 12:00 напротив дворцов комплекса Амалиенборг проходит смена караула.
  • По оригинальному проекту Эйтведа Мраморная церковь к северу от Амалиенборга планировалась в два раза выше, чем получилась в итоге, средств на строительство не хватило, и пышный «недострой» на протяжении десятилетий привлекал любопытных туристов. Только в 1884 г. здание было завершено, но, увы, не в мраморе, как было предусмотрено изначально.
  • Обязательно нужно прогуляться по всему району Фредериксстаден, но особенно по Амалиегаде, улице, вдоль которой расположены элегантные дворцы. Сейчас в них расположены государственные учреждения и офисы различных компаний.
  • В зале выставлен интерактивный макет, созданный в 2013 г., представляющий весь комплекс Амалиенборг и рассказывающий его историю.
Амалиенборг