Сложно представить себе более живописный пейзаж, чем в Гранаде: профиль города вырисовывается на фоне гор Сьерра-Невада, в окружении трех плавных холмов, на которых возвышается последняя мусульманская крепость на Пиренейском полуострове. В начале XIII в. Мухаммад I аль-Ахмар основал здесь Гранадский эмират на месте бывшей империи Альмохадов, распавшейся после битвы при Лас Навас де Толоса в 1212 г. С завоеванием Гранады христианскими королями в 1492 г. завершилась история не только эмирата (на месте которого образовалось королевство Гранада, как его стали называть), но и целой эпохи арабского доминирования в Испании.
В течение более двух веков существования эмирата многие арабские философы, поэты и художники бежали из андалузских городов, которые один за другим переходили к христианам, и находили убежище в Гранаде, превратив ее тем самым в важнейший центр мусульманской культуры. Помимо прочего, здесь также развивалась роскошная архитектура, образцом которой стал не только монументальный комплекс Альгамбра, но и дворец Хенералифе.
Выходная резиденция
Недалеко от Альгамбры, на холме на другой стороне реки Дарро, возвышается Хенералифе, летняя резиденция султанов Гранады. Сегодня два комплекса соединены мостом, но во времена арабов они были независимы друг от друга. Об истоках Хенералифе известно немного — лишь то, что он уже существовал в 1319 г., когда султан Измаил I существенно перестроил его, чтобы отпраздновать победу над кастильцами при Сьерра-Эльвире. Сегодня от султанской резиденции, которая, по всей видимости, была гораздо масштабнее, осталось только две постройки на восточной и западной оконечностях Патио-де-ла-Асекиа (исп. Patio de la Acequia — «двор ручья»).
Он представляет собой великолепный внутренний сад, пересеченный каналом и украшенный фонтанами, розариями, миртами и другими декоративными растениями. С двух сторон его закрывают изящные портики. Здание в восточной части служило частной резиденцией, а с запада открывалась веранда, на месте которой после Реконкисты была построена открытая лоджия.
Хенералифе, как и Альгамбра, роскошно декорирован, хотя для строительства использовались более дешевые материалы — гипс, кирпич, эмалированная керамика. Комплекс был завершен уже тогда, когда эпоха камня и драгоценного мрамора подошла к концу.
Великолепные сады
Главный элемент комплекса — сады, которые можно встретить в любом арабском дворце. Они отсылают к Корану: он был написан в пустыне и обращен к людям, для которых вода и растительность были главным вожделением. В нем верующим обещан Рай, похожий на пышный сад. Поэтому с самых ранних лет существования ислама арабские правители пытались воссоздать в земном мире красоту Джаннат.
Взлет и падение Насридов
В 1212 г. христианская коалиция разбила Альмо- хадов на равнинах Толосы. Это спровоцировало раздробление арабской империи на ряд небольших эмиратов, слишком слабых и обособленных для того, чтобы противостоять армиям католических королей. В течение XIII в. один за другим эти маленькие мусульманские государства оказывались во владении Португалии, Кастилии или Арагона. Продолжал сопротивляться лишь Гранадский эмират. Его основатель, Мухаммад I аль-Ахмар, гордился своим происхождением от Саада, одного из сподвижников пророка Мухаммеда. Он был правителем Архоны в провинции Хаэн и затем, воспользовавшись падением империи Альмохадов и союзом с Фернандо III Кастильским, объявил себя султаном и распространил свое влияние на Малагу, Альмерию и Гранаду. Жизнеспособность нового султаната обеспечивалась специальным соглашением, по которому аль-Ахмар признавал себя вассалом короля Кастилии и должен был выплачивать ему дань. Этот договор в большей или меньшей степени соблюдался до XV в. В течение всего этого времени Насриды, как их стали называть по имени основателя султаната (полное имя аль-Ахмара звучит как Мухаммад I ибн Юсуф ибн Наср), вынуждены были вести бесконечные войны. Впрочем, это не помешало огромному притоку мыслителей и художников в Гранаду, столицу нового эмирата, культурный расцвет которой достиг своего апогея во второй половине XIV в. В последующем столетии начался ее упадок, завершившийся в 1492 г. христианским завоеванием Гранады, капитулировавшей перед Католическими королями после тяжелой осады.
Патио в Хенералифе
Как и монументальная Альгамбра, небольшой дворец Хенералифе также концентрируется вокруг двух великолепных дворов, «патио». Главный из них — так называемый Патио-де-ла-Асекиа, пересеченный живописным каналом и украшенный клумбами и фонтанами. В XX в. здесь были разбиты новые сады с дорожками из цветов, аллеями и театром под открытым небом, в котором с 1952 г. проходит Международный фестиваль музыки и танца Гранады. Если пересечь насквозь длинный Патио-де-ла-Асекиа и пройти галерею с пятью арками, то можно увидеть Королевский зал, который выходит на другой двор, Патио-дель-Сипрес-де-ла-Султана (букв, «двор кипариса Султанши»), Здесь также был обустроен сад с водоемом в форме буквы «Ь>, в центре которого в XIX в. был открыт небольшой бассейн. Сад выполнен в барочном стиле, хотя аркадная галерея, окружающая патио, восходит еще к 1584 г. Зеленую зону комплекса Хенералифе завершают так называемые Верхние сады, разбитые в XIX в.: здесь находятся небольшие парковые партеры, множество видов магнолий и душистых кустарников, а также малый ботанический сад.