Внешне Зальцбургская Резиденция выглядит достаточно безыскусной, почти устрашающей. Но внутри поражает роскошь, даже избыточная, которой окружали себя князья-епископы. Работа Вольфа Дитриха, начатая в конце XVI века, была продолжена его преемниками, Маркусом Ситтикусом фон Гогенэмсом и Парисом фон Лодроном, и была завершена в 1619 г.

Новый цикл работ затронул около 1710 г., когда Франц Антон фон Гаррах заказал украсить зал Представительств росписями, изображающими походы Александра Великого. Очередная реконструкция была осуществлена между 1788 и 1792 гг.

Самая большая комната в здании — это зал Карабинеров, который берет свое название от личной охраны Вольфа Дитриха и сегодня используется как концертный зал. В зале Совета (Конференций)

Итальянское влияние

Часть художников и декораторов, которые работали в Резиденции, были итальянцами, что было распространено в то время по всей Европе: Альберто Камезина, Мартино Альтомонте (в действительности «итальянец» только по имени, поскольку он работал в Австрии и принадлежал к польской фамилии), Леандро Бассано.

Итальянское влияние заметно также и в топонимике: так, одно из самых красивых помещений дворца — зал Карабинеров (Karabinersaal), в котором останавливалась личная охрана князя-архиепи- скопа, часто обозначается на итальянский манер как Carabinieri-Saal.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) исполнил в первый раз Концерт №5 для скрипки с оркестром ля мажор (К 219); впоследствии композитор играл также в зале Кавалеров. От Императорского зала, названного так по украшающим его портретам императоров Габсбургской династии, проход приводит к эмпорам францисканской церкви.

Также была еще одна галерея, когда-то украшенная ценными полотнами, которые позже были тайно вывезены курфюрстом Фердинандом III во время его короткого владения Зальцбургским княжеством (1803-1805) — неслучайно он получил прозвище «принц воров».

 «Сердце» города

Сегодня площадь, на которую выходит Резиденция, составляет центр Зальцбурга. Если быть точнее, речь идет о группе из трех соединенных площадей, заключенных между Резиденцией и собором.

• В старую Резиденцию можно войти через мраморный портал, увенчанный гербами архиепископов.

• Среди работ, выставленных в галерее, которая занимает четвертый этаж старого дворца (Residenzgalerie), особенное значение имеют картина Рембрандта, изображающая его мать во время молитвы, «Портрет первой жены Амели» Ганса Макарта, «Дети в окне» Фердинанда Георга Вальдмюллера, не считая картин Тициана, Гверчино, Луки Джордано, Густава Климта и других художников XVI и XX вв.

• Изящные залы нового здания Резиденции (Residenz- Neugebaude) украшены ценными многоцветными стукко.

• Архиепископ Эрнст фон Тун, имевший свою долю в Голландской Ост-Индской компании, использовал значительную прибыль от нее для приобретения карильона, который был установлен в новом здании в начале XVIII в. 35 колоколов три раза в день (в 7:00, в 11:00 и в 18:00) исполняют сменяющийся репертуар из 40 музыкальных отрывков, некоторые из них были специально сочинены Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Площадь Резиденции, на которой возвышается большой барочный фонтан, украшенный морскими коньками, мифологическими фигурами и дельфинами.

Архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау

Вольф Дитрих фон Райтенау (1559-1617) стал князем-архиепископом Зальцбурга в 28 лет. Неизвестно, жил ли он уже тогда с Саломей Альт, красивой дочерью городского советника, от которой у него было по меньшей мере пятнадцать детей.

Дитрих не был любим народом. Введением обременительного налога на алкоголь он многих настроил против себя. А когда он приказал снести старинный городской и несколько других зданий, чтобы освободить место для его новой резиденции и для большой площади напротив нее, жители прозвали его «архи-разрушителем». Сам Дитрих также не делал ничего, чтобы угодить народу.

Когда в 1598 г. он воспрепятствовал тушению пожара, уничтожавшего , то лишь сухо изрек: «Если Господь хочет, чтобы он сгорел, дайте ему сгореть». После архиепископ приказал уничтожить руины и приступить к строительству еще более прекрасной церкви, начавшемуся в 1611 г. В том же году, воспользовавшись разногласиями с баварцами по поводу пошлины на соль, он захватил Берхтесгаден.

Баварцы в ответ объявили войну, захватили архиепископа в плен и заключили в его же собственную Хоэнзальцбург. Дитриха принудили подписать отречение, и он провел последние годы жизни в тюрьме, в которой и умер в 1617 г. Тем временем власть перешла к его кузену Маркусу Ситтикусу фон Гогенэмсу.

У архиепископов был прямой доступ к личным покоям, в которых жила их семья, а иногда, как в случае Вольфа Дитриха, и любовница — Саломея Альт — с их детьми. В Резиденции, которая служила также и зданием представительства, останавливались многочисленные гости и не один император.

В 1816 г., когда Зальцбург перешел во владения Австрии, Франциск I принял в зале Кавальеров присягу на верность своих новых подданных. Также в 1867 г. Франц Иосиф I и его жена Елизавета (знаменитая Сисси) приняли здесь французского императора Наполеона III с супругой Евгенией де Монтихо.

Замок князей-архиепископов (Salzburger Residenz)
Замок князей-архиепископов (Salzburger Residenz)