На холме Градчаны гордо возвышается крупнейший храм Праги, величественный готический собор Св. Вита.

За добрым королем Вацлавом прочно утвердилась слава всеми любимого героя рождественских гимнов. Он обычно изображается почтенным человеком. В действительности же он был убит в 26 лет своим младшим братом в церкви в 929 г. Вацлав — ключевая фигура в истории Чехии.

Он принес христианскую веру своему народу и стал со временем святым покровителем Чехии. В самом центре чешской столицы, на Вацлавской площади стоит огромная романтическая статуя короля на коне, в кольчуге, со знаменем в руках. В главном соборе города в капелле Св. Вацлава установлено его надгробие.

Прагу, столицу Чехии, называют Золотым или Стобашенным городом. Ее силуэт пронзают башни и шпили самых разнообразных форм и высоты. Главенствует над всеми большой готический собор Св. Вита, одно из высших достижений готической архитектуры в Центральной Европе. Собор занимает вершину холма рядом с Пражским замком — великолепным ансамблем дворцовых построек, сформированным на продолжении нескольких веков.

Храм Вацлава

История собора Св. Вита уходит корнями в далекое прошлое. Собор в виде ротонды был заложен князем Вацлавом около 926 г. и стал местом хранения мощей Св. Вита (рука святого была передана Вацлаву германским королем Генрихом I в знак дружбы).

В XI в. поток паломников к мощам святого настолько возрос, что небольшое здание уже не могло вместить всех верующих, и храм был надстроен и превращен в базилику. Последующие годы принесли изменения, которые затронули не только храм, но и близлежащий замок.

И хотя при раскопках были обнаружены руины ранних церковных построек, основная часть дошедшего до наших дней собора датируется 1344 г., когда король Богемии Карл IV начал строительство нового храма

Собор Карла IV

Политические события, предшествовавшие XIV в., наглядно продемонстрировали, что при отсутствии в Богемии архиепископа, наделенного правом коронования, принцы Богемии вынуждены выезжать на коронацию в другие страны.

Придя к власти, Карл IV и его отец решили положить конец этой унизительной для государства практике и обратились к папе Римскому с просьбой учредить архиепископство в их стране. Достигнув цели, Карл IV вознамерился стать императором Священной Римской империи. Ради осуществления этого ему необходимо было добиться того, чтобы Богемия стала одной из самых могущественных стран средневекового мира

Строительство собора в Праге должно было служить наглядным доказательством этого могущества, и поэтому Карл стремился найти самого лучшего архитектора Его выбор пал на Матье Арасского из Авиньона Закладка собора состоялась 21 ноября 1344 г. Матье успел сложить фундамент хора с пятью капеллами и возвести стены до уровня трифория.

В величественном здании могли проходить торжественные церемонии коронования могущественных правителей Богемии

Шедевры Парлержа

Преемником Матье Арасского после его смерти в 1352 г. стал один их величайших европейских архитекторов XIV в. Петр Парлерж. Он завершил строительство восточной части собора Им был сооружен и южный рукав трансепта с прекрасным порталом, украшенным мозаикой и получившим название «Золотые ворота». Среди витражей XIX-XX вв, заменивших не дошедшие до нашего времени, наиболее удачна композиция «Страшный суд» в южном рукаве трансепта

Благодаря высоким окнам интерьер собора прекрасно освещен, что позволяет по достоинству оценить гармоническую соразмерность высокого центрального нефа и совершенство резьбы по камню и дереву.

Статуя Св. Вацлава в одноименной капелле собора принадлежит к числу лучших произведений Парлержа Король изображен в доспехах и полном вооружении на фоне стенной росписи со сценами из его жизни. Центром капеллы, декорированной наборными самоцветами с золотом, является надгробие Св. Вацлава, украшенное драгоценными каллнями, рельефами и статуями святых.

Парлержу принадлежат и другие надгробия — князей Пршемысловичей, епископов и кардиналов На галереях трифория хора находится ряд скульптурных изображений членов королевской фамилии, архиепископов, руководителей строительства собора и двух его архитекторов — Матье Арасского и Петра Парлержа.