Собор Св. Иоанна, красивейшее религиозное здание в Нидерландах, известен прекрасной резной скульптурой, покрывающей все его стены

Собор Св. Иоанна в Хертогенбосе, в отличие от подобного собора в Утрехте, не пострадал от развернутой Реформацией борьбы с «украшательством» церквей и соборов.

Он стал протестантским в 1629 г. и оставался в лоне реформаторской церкви до конца XVIII в., когда Наполеон пришел к власти. Захватив Нидерланды, император провозгласил своего младшего брата Луи королем Голландии и вернул Хертогенбосский собор католической церкви.

Строительство нового собора

Первое церковное здание возникло на месте современного собора в Хертогенбосе около 1200 г. Однако, за исключением нижней части башни, от него ничего не сохранилось. Церковь была посвящена Св. Яну (по местному наречию).

За несколько лет до строительства церкви фламандский герцог провинции Брабант Генрих I построил в тех краях охотничий замок, у подножия которого впоследствии выросла хорошо укрепленная крепость.

Поселение превратилось в важный военный пункт, чье политическое положение предполагало наличие большого собора Его строительство началось в XIII а До нашего времени дошли лишь баптистерий и капелла, посвященная Богоматери. Современное же здание собора в Хертогенбосе создано в период между 1336 и 1550 гг.

Наружный облик собора отличает обилие прекрасной каменной скульптуры, башенок-пинаклей и вимпергов. Множество странных существ заполняют фронтон крутой двускатной кровли и аркбутанов контрфорсов. Существует поверье, что каменные персонажи взбираются на собор в надежде спастись от преследования демонов.

Высокий центральный неф

Интерьер собора может соперничать с наружным обликом по красоте и роскоши. Центральный неф, построенный в стиле «пламенеющей» готики, характеризуется тонкими, стрельчатыми арками нервюрного свода, башней над средокрестием высотой 33 м и лесом из 150 колонн, на которые опирается сводчатое перекрытие собора

Слева и справа от центрального нефа расположены боковые нефы — два с южной стороны и два — с северной. Трансепт и грандиозный пятинефный хор с обходом и венцом капелл решены также в стиле «пламенеющей» готики. В капелле Богоматери находится прекрасная статуя Девы Марии XIII в., которая считается чудотворной.