После кончины в 1723 г. Кристофер Рен был похоронен в созданном им соборе. Он покоится под простой плитой из черного мрамора в крипте. Надпись на латыни: «Если ты хочешь видеть памятник лежащему здесь, оглянись вокруг».

Два надгробия, в том числе поэту Джону Донну, умершему в 1631 г., сохранились от старого собора Памятник герцогу Веллингтону, умершему в 1848 г, работы Альфреда Стивенса производит не менее сильное впечатление. В крипте собора (так же как и в Вестминстерском аббатстве) похоронены те, кто оставил неизгладимый след в национальной истории.

Ночью 2 сентября 1666 г. небольшой пожар охватил хлебную лавку в Пуддинг Лейн лондонского Сити. Дома в те времена были в основном деревянные и стояли близко друг от друга, поэтому огонь быстро распространился по всему городу.

Пожар потушили только спустя 3 дня. Когда измученные жители покинули свое убежище на другом берегу Темзы, перед ними лежало огромное пепелище: около 13 тысяч сгоревших домов и 87 погибших церквей. Величественный средневековый Св. Павла серьезно пострадал от огня.

Трудная задача восстановить разрушенный город стояла перед властями и жителями Лондона. Молодой архитектор Кристофер Рен (1632—1723) составил план реконструкции и руководил строительными работами.

Классицизм и барокко

Когда в 1674 г. было принято решение снести разрушенный средневековый собор Св. Павла и построить на его месте новый , руководство строительством было поручено Кристоферу Рену. Незадолго до большого пожара Рен побывал в Париже.

На него произвел сильное впечатление стиль барокко, который в это время господствовал в архитектуре Франции. Рен представил на рассмотрение Королевской комиссии два проекта собора. В основу одобренного комиссией варианта был положен латинский крест и принцип строгой симметрии.

Строительство началось в 1675 г. под строгим контролем самого Рена. Рассказывают, что когда возводили , он сам поднялся в корзине на вершину собора, чтобы наблюдать за строительными работами. Собор был практически завершен к 1717 г.

Классические пропорции и по-барочному богатая орнаментация ставят собор Св. Павла в ряд лучших достижений архитектуры XVII в.

Содружество талантливых мастеров

Собор Св. Павла производит сильное впечатление. Определяющей архитектурной формой западного фасада являются колонны, которые рядами поднимаются к массивному куполу, абсолютно подавляющему две сравнительно небольшие западные башни в стиле барокко.

Тяжеловесные формы интерьера собора соединяют в себе черты классицизма и барокко. Купол над центральным средокрестием покоится на восьми массивных устоях, а обилие барочного декора порождает настоящее пиршество цвета и пластики. Фрески и рельефы покрывают все стены храма

Рен был убежден, что интерьер должен соответствовать внешнему великолепию здания, и нанял лучших мастеров для выполнения отделочных работ и внутреннего убранства Мастер Жан Тижо, гугенот по вероисповеданию, сделал железные ворота и ограду; Гринлингу Гиббонсу были заказаны резные скамьи хора, алтарь и орган.

Авторы скульптур — Кайус Габриэль Циббер и Френсис Бёрд, выполнившие также скульптурный рельеф «Обращение Св. Павла» на западном фасаде. Рельефы были вырезаны из прочного портлендского камня, и поэтому головы херувимов, цветы и фрукты прекрасно сохранились.

Купол

Купол собора Св. Павла, определяющий собой всю специфику силуэта здания, по праву считается одним из лучших в мире. Диаметр огромного купола равняется общей трехнефной ширине продольного корпуса здания, а его вес — предположительно равен 68 тыс тонн. Купол имеет сложную тройную конструкцию.

Изнутри над его полусферой с круглым проемом в центре высоко поднимается кирпичный, прорезанный круглыми окнами конус, который несет на себе изящный фонарь. Снаружи купол одет тонкой свинцовой оболочкой, покоящейся на деревянных фермах. Золотой шпиль фонаря поднимается на высоту 110 м над землей.

Внутри находится так называемая Галерея шепота Акустика в ней такова, что звук проходит по всему куполу, сохраняя при этом свою полноту и четкость.

Джеймс Торнхилл исполнил плафон в куполе. Восемь композиций повествуют о жизни Св. Павла

Колокола

Старинные колокола собора были отлиты Генри Пенном, который считается родственником Уильяма Пенна, основателя английской колонии в Северной Америке, получившей название Пенсильвания. Последние сто лет колокола молчат, так как считаются ненадежными. В 1986 г. их продали в США и на деньги, вырученные от продажи, купили новые колокола.

Справа: Деревянное перекрыта собора в Питерборо впечатляет орит- нальностью росписи: ромбовидные панно изображают святых и королей, а также чудовищ и монстров. В восточной капелле находится изображение Христа во Славе.