Примерно в середине XIV в. миланец Антонио Ольтери купил в окрестностях перевала Симплон в кантоне Вале пастбища, которые были названы «Шток-Альп» (Stock-Alp). С тех пор семья получила фамилию Штокальперы (Stockalper), то есть «владельцы Шток-Альп». В 1535 г. Каспар Штокальпер построил здесь небольшой укрепленное жилище.
Образ современного капиталиста Современный облик дворца сложился при Каспаре Йодоке фон Штокальпере (1609-1691), представителе той буржуазии, благодаря которой в XVII в. Европа, особенно протестантская часть, неуклонно преображалась. Он начинал как торговец, однако занимался и другой деятельностью, которая приносила доход: наладил почтовое сообщение между Женевой и Миланом, выступал как рекрутер наемных солдат в разные армии, продавал минералы, такие как свинец, медь и золото.
В Средние века наблюдался интересный феномен переселения людей из кантона Вале на территории Ломбардии и Пьемонта. Некоторые группы обосновались в долинах Оссолы и на юге области Валле-д’Аоста. Они разместились на возвышенностях, не возделываемых местным населением, и принесли сюда свою культуру, которая сохранилась до сих пор (например, среди народности вальсер на севере Пьемонта). Другие группы дошли до Милана и основали здесь торговые лавки и склады. Гораздо менее распространенным было обратное явление, когда жители Ломбардии переезжали на другую строну Альп, чтобы заниматься там своей деятельностью. Штокальперы, а также не менее известные Турн-и-Таксисы из Бергамо стали таким исключением.
В любых областях, где это было возможно, Каспар Йодок Штокальпер пытался добиться монополии, которую местное правительство было не прочь предоставить, что позволяло ему подавлять любую зарождающуюся конкуренцию. Например, он был единственным торговцем, у которого было разрешение ввозить в Вале итальянских улиток — дорогое лакомство. А в 1647 г. он отвоевал у семьи Магеран из Лойка эксклюзивное право на прибыльное дело — торговлю солью, которую возили из Италии и Франции и продавали по высоким ценам в северных странах. Ловко настроив поставщиков друг против друга, Каспар Штокальпер добился значительного понижения закупочных цен, чем серьезно увеличил свою прибыль.
«Великий Штокальпер»
Благодаря предпринимательскому успеху Каспара Йодока фон Штокальпера и накопленному богатству его стали называть «Великим Штокальпером». В 1670 г. он взялся управлять кантоном с официальным титулом «многоуважаемый подеста». Под лозунгом «Ничто не прочно, кроме земли» («Nihil solidum nisi solum») он покупал в Вале пастбища и луга, построил новую дорогу к перевалу Симплон, склады для соли, высокую башню Гондо (на итало-швейцарской границе), соборную церковь Брига и несколько монастырей. Кроме того, Каспар Штокальпер основал профессиональную школу для мальчиков и школу домоводства для девочек, которая стала первым в Швейцарии женским учебным заведением.
Папа Римский и император дали ему титул рыцаря, а герцог Савойский — титул графа.
В Вале, который в то время еще входил в Республику Семи Десятков (представляющую собой союз семи общин), Штокальпер был сначала советником, а потом главой кантона. Но в 1678 г. он был заподозрен в заговоре против власти и на несколько лет отправлен в ссылку. Отбыв в ссылке наказание, Штокальпер был реабилитирован и встречен на родине со всеми почестями.
Дворец и дом прадеда
С 1658 г. Каспар начал реконструкцию небольшого имения, построенного его прадедом, соорудив рядом роскошный дворец. По меркам Швейцарии того времени это был внушительных размеров комплекс, связанный со старым зданием широким двором, с тройным арочным рядом, украшенным балюстрадами и легкими колоннами из туфа в ренессансном стиле: в прошлом рядом с дворцом находились торговые склады, куда поступал товар из всех уголков «торговой империи» Штокальперов.
Замок защищен тремя высокими четырехугольными башнями, увенчанными позолоченными луковичными куполами; они являются символами города и носят имена волхвов (Каспар, Мельхиор, Бальтазар), которые дал им сам Штокальпер. Сейчас в здании располагается городская администрация, суд и музей, где представлены как постоянные экспозиции о прежних владельцах, так и временные художественные выставки.