Замок Мезон-Лаффит вошел в историю архитектуры как один из шедевров Франсуа Мансара, «манифест в камне» нового стилистического направления. Хотя в 1830 г. эта роскошная резиденция, к сожалению, лишилась значительной части своего парка, она все еще сохраняет завидную величавость.
Людовику XIV было всего тринадцать лет, когда в апреле 1651 г. он был приглашен вместе с его матерью Анной Австрийской на торжественное открытие «новорожденного» замка Мезон. Его владелец, Рене де Лонгёй, был очень польщен этим визитом и хотел сделать его незабываемым. Это ему удалось в такой степени, что Людовик XIV каждый раз на пути в Сен-Жерменский дворец предпочитал останавливаться именно в Мезоне.
Архитектура Великого века
Рене де Лонгёй был наследником владений в Мезоне, расположенном между Сеной и Сен-Жерменским лесом. В 1642 г. он решил построить новый замок на фундаменте унаследованной от предков резиденции. Рене де Лонгёй обратился к Франсуа Мансару, который спроектировал новаторское для той эпохи здание — как в плане использованных материалов (штучный камень), так и по своей концепции «искусной простоты».
Мансар отказался от традиционной схемы резиденции французских правителей, в которой по бокам центрального корпуса выдвинуты крылья здания, и заменил ее единым блоком со связанными фасадами и крышами. Внутреннее устройство замка предполагало четыре основных помещения: комнаты на первом этаже принадлежали маркизу и его жене, а палаты на верхнем этаже предназначались для короля и королевы.
Роскошь знатной резиденции
После смерти Рене замок Мезон перешел к его потомкам. В 1777 г. он был продан графу д’Артуа, брату будущего короля Карла X. Граф превратил часть парка в сад в английском стиле и построил конюшню для беговых лошадей. Тренировочная территория на берегу Сены стала предшественницей современного ипподрома Мезон-Лаффита.
Оставленный графом д’Артуа замок перешел к наполеоновскому маршалу Жану Ланну и затем, в 1818 г., к банкиру Жаку Лаффиту, который превратил дворец в место встречи политиков: Мезон часто посещали Жильбер Лафайет, Адольф Тьер и Франсуа Араго.
Чтобы поправить свои дела после ряда финансовых неудач, Жак Лаффит был вынужден разделить владение, построив своего рода «город-сад», который с этого момента назывался Мезон-Лаффит. Наконец, в 1905 г. замковый комплекс был приобретен французским государством, которое сохранило от дальнейших дроблений этот великолепный архитектурный шедевр.
Триумф стилей
Рене де Лонгёй, готовясь к будущим частым визитам королевской семьи, не скупился на оформление своего замка и приказал украсить его многочисленные залы в современном для той эпохи стиле, дающем простор фантазии.
- Потолок Почетного вестибюля украшен мифологическими изображениями четырех стихий: воздуха (Юнона), воды (Нептун), земли (Кибела) и огня (Юпитер). Четыре орла по углам символизируют фамилию владельца: «long oeil» с французского переводится как «острый глаз».
- Спальня в расположенных на втором этаже роскошных Королевских апартаментах (фр. Appartement du Roi), построенных для юного Людовика XIV, увенчана прекрасным куполом. К королевским палатам примыкают множество залов — например, Большая галерея (фр. Grand Galerie) и Салон Геркулеса (фр. Salon d’Hercule). Хотя не все из этих комнат сопоставимы по своему великолепию с Королевскими апартаментами, они все же свидетельствуют об архитектурных возможностях той эпохи.
- Круглый Зеркальный кабинет (фр. Cabinet aux miroirs) украшен разделенными ионическими пилястрами зеркалами, которые отражают свет солнца, проникающий через единственное окно. Помещение устлано ценным паркетом, а купол богато декорирован.
- Внутренняя Парадная лестница (фр. Grand Escalier) удивляет посетителей четырьмя «подвешенными» площадками.
- • В замке расположен музей конного спорта с моделями, картинами и многочисленными выставочными объектами, посвященными ипподрому, который был построен по желанию графа Карла д’Артуа.