Собор Сент-Джон, возможно, является самым большим собором в мире по объему внутреннего пространства. Однако Севильский собор превосходит его по занимаемой площади (его ширина 81 м, длина центрального нефа 124 м). Самый высокий шпиль имеет собор в Ульме, в Германии.

Все уже привыкли к тому, что в США все самое большое в мире, и собор Сент-Джон зе Дивайн в Нью-Йорке не составляет исключения. Нью-Йоркский собор — самый большой в мире. Его площадь 11250 кв. м., длина, включая центральный неф и хор с апсидой и капеллами, 180 м, высота 37 м, а ширина с рукавами трансептов 96 м.

От романского стиля к готике

Своим созданием собор обязан епископу Горацио Поттеру, задавшемуся целью построить в 1870-х гг. большую протестантскую церковь в Нью-Йорке. Земля для строительства была куплена лишь в 1892 г. племянником Горацио Генри Колдманом Поттером, также епископом.

Был объявлен конкурс на лучший проект собора, в котором победили архитекторы Хейнс и Ла Фарж, предложившие воздвигнуть храм в византийско-романском стиле. Строительство началось в 1901 г. Первыми были закончены прекрасный нартекс и хор, сложенный из камня и изразцов контрастных цветов.

От апсиды расходятся семь капелл (капеллы Языков), каждая посвящена одной из национальностей, проживающих в Нью-Йорке К 1910 г. оба епископа Поттера, старший и младший, а также авторы проекта уже скончались, и на авансцену вышел Ральф Адамс Крэм.

Крэм был фанатическим поклонником искусства готики и пропагандировал его возрождение. По его убеждению, лишь архитектура высокой готики может соответствовать высокой миссии культового строительства. Он был автором нескольких выразительных зданий в Бостоне и мечтал оставить по себе память и в Нью-Йорке.

Крэму удалось убедить церковные власти внести некоторые изменения в первоначальный проект храма, усилив звучание готических элементов и ослабив романские черты. И когда в 1916 г. строительство было продолжено, архитектурные формы средок- рестия заметно отличались от стилистических особенностей более раннего хора Однако огромные размеры собора делают почти незаметным соединение двух стилей в его облике.

Отсутствие средств привело к остановке работ в 1920-х гг. Поиски спонсоров и открытие соответствующих программ принесли дополнительные 15 млн. долларов, после чего началось возведение большого центрального нефа в готическом стиле. Его огромное внутреннее пространство, увеличенное двумя боковыми нефами с каждой стороны, производит впечатление огромной темной пещеры.

Грандиозный западный фасад шириной 60 м имеет пять разновеликих изящных порталов, оформленных в готическом стиле. Центральный портал украшают замечательные бронзовые двери, отлитые в Париже фирмой, отлившей Статую Свободы. Декоративным и смысловым центром фасада служит большое окнороза диаметром 12 м, составленное из 10 тысяч кусочков цветного стекла.

К 30 ноября 1941 г. центральный неф был завершен, однако дальнейшая работа была прервана бомбардировкой Пирл Харбора японскими войсками и вступлением США во Вторую мировую войну. Строительство собора возобновилось лишь в конце 1940-х гг. и остается незаконченным и поныне.

История создания собора Сент-Джон напоминает строительство многих европейских церквей в Средние века, когда войны и задержки с финансированием были причиной того, что строительство растягивалось на долгие годы.

Примечательной особенностью Нью-Йоркского собора является его Библейский сад, где растут деревья и растения, упоминаемые в Библии. В саду царит тишина и покой.

Слева: Собор Сент-Патрик расположен недалеко от Олимпийской башни, и подобная близость рождает волнующее ощущение контрастности двух миров.