У замка Портес длинная история. Первое оборонительное сооружение было построено здесь семьей Андуз в XI в. С тех пор замок постоянно увеличивался в размерах, сохраняя изначальные постройки. Он перешел во владение могущественной феодальной династии Рандон-Полиньяк, а затем, в 1321 г., к Раймунду Вильгельму де Бюдо. Последний, внук Папы Климента V, расширил его куртины, добавил другие строения и сделал сооружение центром власти и культуры. После XV в. он пришел в упадок, но обрел новый «смысл существования» во время религиозных войн.
После победы при Жарнаке (1569 г.) герцога Анжуйского, будущего короля Генриха III Валуа, члены семьи Бюдо, которые прежде стояли во главе движения гугенотов, решили принять сторону короля и поддержать католическую веру. Это открыло им путь ко двору, где они получили титул сначала виконтов, а затем маркизов.
Последняя наследница династии, Мария Феличе, оставила владение Портес принцу Конти. Во время Великой французской революции замок был продан в качестве национального имущества, а в XIX в. приобретен семьей Пажез де ла Вернед, которая привела здание в порядок.
Требования войны
Во время Франко-прусской войны (1870-1871) и затем Первой мировой войны Франция страдала от нехватки угля. Богатые шахты на севере и востоке страны были на линии фронта, если даже не позади немецких войск. В такой ситуации правительство вынуждено было разрешить добычу в любых доступных местах. По воле случая холм, на котором возвышался городок Портес, был полон угля. Вскоре колодцы иссякли, ручьи исчезли, даже фундамент близлежащих домов просел, а в холме образовались провалы и обрушения.
В 1923 г. пришлось переместить поселение на несколько сотен метров дальше от прежнего места. Согласно планам властей замок тоже должен был быть разрушен вместе с городком: к этому времени в его стенах возникли трещины, фундамент просел, крыши и перекрытия рухнули. Здание было спасено благодаря местной ассоциации, которая решительно боролась за то, чтобы сохранить хотя бы замок как свидетельство тысячелетней истории этого места.
Оригинальная архитектура
Расположенный высоко на холме, чтобы контролировать проходившие в низине дороги, замок представляет собой компактный четырехугольник, замкнутый в западной стороны круглыми башнями и защищенный с северо-востока квадратной башней. Обустроенный позднее внутренний двор был частично утерян. В юго-восточном углу изначальной крепости был размещен так называемый Новый замок, возведенный в XVII в.
Он был построен настолько аккуратно, что соединения каменных брусков почти незаметны, и оснащен выдвинутыми укреплениями и небольшими башенками, бесполезными с военной точки зрения и используемыми исключительно в декоративных целях. Старинные оборонительные элементы к моменту строительства стали уже скорее абстрактным символом благородной знати — по этой причине их возводили, несмотря на практическую бесполезность.
Два замка — средневековый и построенный в XVII в., — которые составляют комплекс Портес, находились в плачевном состоянии, когда местная ассоциация, заинтересованная в судьбе этих исторических сооружений, попыталась возродить их из руин. Захваченные растительностью строения с ослабшим фундаментом и трещинами в стенах представляли опасность. Потребовались длительные и аккуратные реставрационные работы, чтобы восстановить комплекс.
- Если подняться на вершину, то можно увидеть структурную разницу между старым замком, с его круглыми башнями и строениями из неотесанного камня, и более современным зданием — Новым замком — с аккуратно размещенными блоками, элегантными крестовидными окнами и каменными кронштейнами, на которых покоятся консоли.
- Мощный контрфорс, который протягивается от Нового замка, напоминает о классической бастионной архитектуре, но на самом деле речь не идет ни о чем подобном. Это архитектурное решение не имело никакой оборонительной цели и просто позволяло создать большую треугольную террасу, вытянутую в сторону раскинувшейся внизу равнины. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности.
- С архитектурной точки зрения интересно также сводчатое перекрытие галереи, которую до сих пор можно увидеть во внутреннем дворе. Верхняя галерея была уничтожена.