На протяжении веков знать, состоявшая из англо-нормандских протестантов, держала Ирландию под контролем. В XVI и XVII вв. они даже конфисковали имущество у католических землевладельцев. Яков II Стюарт взошел на престол в 1685 г., был верен католицизму и попытался покончить с политикой притеснения в этом регионе, упорно не принимавшем протестантизм.
Но его попытка «реставрации» встретила сопротивление Парламента, в основном состоящего из протестантов, который в 1688 г. объявил о самосозыве и во время заседания принял решение об отстранении короля от власти. Английская корона была предложена дочери Якова Марии и ее супругу, правителю Нидерландов, Вильгельму Оранскому, который стал королем Англии под именем Вильгельм III.
С подписанием Билля о правах (1689), акта, который наделил Парламент широкими полномочиями в законодательной и налоговой сферах, абсолютная власть монарха сильно ограничивалась. Яков скрылся в католической Ирландии, где его поддерживали, и попытался вернуть свою власть.
1 июля 1690 г. (11 июля по новому стилю) на реке Бойн состоялась решающая битва: 16-тысячная армия ирландских и французских католиков, поддерживающих Якова II, была бессильна перед лицом протестантской армии численностью 36 000 человек (среди них были англичане, голландцы, датчане и французские гугеноты) под руководством Вильгельма Оранского. Безоговорочное поражение католиков имело серьезные исторические последствия. Яков был сослан во Францию; ни его сын, ни внук не смогли вернуться на потерянный трон. А Ирландия вновь попала под контроль английских протестантов.
Малахайд, не слишком эффективный как крепость, можно считать образцом аристократической резиденции, пронизанной духом романтизма. Он также является прекрасным образцом усадьбы эпохи Тюдоров и обладает почти всеми характеристиками, присущими этому стилю.
- Типичными для эпохи Тюдоров являются большие окна с изогнутыми арками, зубцы «на возвышении» (то есть расположенные тремя выступами) и ложный выступающий этаж, то есть сделанный благодаря выступу на уровне боевого хода, но без настоящих навесных бойниц.
- В XVIII в. замок был реконструирован и обновлен в последний раз: обновлена старинная Рыцарская башня и построены новые крепостные стены и башни-близнецы. К этому периоду относится также барочная лепнина и камины в итальянском стиле, один из которых был установлен известным тогда печником Босси. Внутренней обстановкой занимался Роберт Уэст.
- В Дубовом зале находится барельеф, изображающий коронование Богоматери, который по легенде мистическим образом исчез, когда семья Тальбот в XVII в. покинула замок, и необъяснимо появился вновь, когда семья вернулась.
- В Большом зале выставлена работа «Битва на реке Бойн» голландского художника эпохи барокко Яна Вика, написанная в 1693 г.
- Национальная галерея Ирландии хранит в залах замка коллекцию портретов (Национальную коллекцию портретов), среди которых есть портреты многих представителей семьи Тальбот.
- В здании сохранилось много старинной мебели, дорогостоящие настольные часы и коллекция старинных игрушек.
- Майло Тальбот, последний владелец замка, разбил в парке ботанический сад. В саду с семью стеклянными оранжереями представлено более 5 000 видов растений, среди которых некоторые редкие виды родом из Тасмании.