Первые оборонительные сооружения в этом месте были построены римлянами, именно они дали этой местности название Caucoliberis, откуда и произошло слово «Коллиур». В 673 г. город попал в руки вестготов, которые построили здесь деревянный замок, впоследствии разрушенный. В 981 г. графы Руссильона воздвигли на фундаменте этих старинных оборонительных сооружений свое поместье, на руинах которого и появился современный замок. Гавань, которую защищал комплекс, ранее использовалась финикийцами и этрусками как место швартования в Лионском заливе.
Преобразование средневекового сооружения в «современную» крепость с бастионами предусматривало масштабную реконструкцию. Чтобы избежать повреждения устаревших высоких конструкций огнем противника и последующего за этим обрушения, было решено частично разобрать их. В Коллиуре эта перестройка прошла менее агрессивно, чем в большинстве подобных случаев, и основная часть существовавшего ранее комплекса была сохранена. После реконструкции окружающий пейзаж никак не пострадал.
Родина фовизма
В начале XX в. художники Анри Матисс (1869-1954) и Андре Дерен (1880-1954), побывав в Коллиуре, были настолько поражены его пейзажами, что решили обосноваться здесь. Сегодня в городе проложен маршрут через 20 пунктов, где представлены репродукции работ этих двух друзей-художников, расположенных точно на тех местах, где они писали оригиналы.
Матисс, Дерен и другие художники стали родоначальниками движения под названием «фовизм». Термин происходит от французского слова fauves («дикий»), которым критик Воксель в 1905 г. на выставке в Париже охарактеризовал это движение, намекая на цветовую агрессивность и, в частности, на поразительную экспрессию картины Матисса положениям, возможно ложным, с этого момента пятница 13-е, день, когда произошли эти события, стал считаться несчастливым; по другой версии, негативная коннотация этой даты связана со страстями Христа.
Нет точных данных о том, что действительно произошло со средиземноморским флотом Ордена и с его несметными богатствами. Существует мнение, что некоторые тамплиеры скрылись в Португалии. А возможно, что часть богатств была перевезена в порт Коллиура и спрятана в подвалах замка.
Короли Майорки
Замок Коллиура служил в качестве резиденции королей Майорки, правление которых длилось с 1276 по 1344 гг. и распространялось и на другие части континента. Но король Арагона Педро IV присоединил эти земли, в том числе замок, к своим владениям. В XV в. территория на некоторое время стала французской, а потом снова испанской, и только в 1652 г. окончательно отошла Франции.
Спустя семь лет, когда Франция установила господство над всем графством Руссильон, великий военный инженер Людовика XIV Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) преобразовал замок в крепость с бастионами на страже границ государства.
Изображение «с открытки»
Анри Матисс воодушевленно писал, что не существует «более голубого неба, чем в Коллиуре». Образ порта с крепостью кажется плодом воображения какого-нибудь писателя; он стал сюжетом множества открыток.
- В замке до сих пор можно увидеть так называемые апартаменты Королевы и старинные залы, в стенах которых обитали тамплиеры. В наши дни здесь проходят выставки произведений искусства.
- В центре Почетного двора находится портик с тремя аркадами, в конце которого открывается коридор, служивший входом в восточную часть замка. Это архитектурное решение весьма напоминает королевский дворец Перпиньяна,
- Самой запоминающейся постройкой внутри комплекса можно назвать донжон, в котором отсутствует верхний этаж. При реставрационных работах к оригинальной конструкции были добавлены двойные окна, разделенные колонкой, — бифории, типичные для каталонской архитектуры.
- Коллиур не теряет привлекательности для художников, следующих примеру Матисса. Очарование этого места оценили также Пикассо, Дали, Хуан Грис и другие. Художники-любители и известные представители современного искусства, продавцы картин на рынках и просто ценители живописи уже стали неотъемлемой составляющей Коллиура.
- В 1930 г. художник Жан Песке основал известный Музей современного искусства в Коллиуре, в котором выставляются работы молодых художников; здесь присутствуют коллекции модернизма и постмодернизма.