Государства готов, а затем и лонгобардов уже имели свои «закрытые аугсбурги» — оборонительные сооружения, напрямую принадлежавшие правящей династии и находившиеся на границе итальянских земель. Они составляли линию обороны, не давая возможным вторжениям остаться незамеченными.
Превращение замка Бард в оборонительное сооружение первой линии было жизненно необходимым действием, особенно после того как итальянские правители были вынуждены смириться с передачей земель Валле-д’Аоста королевству Бургундии.
Первые упоминания о фортификационном сооружении Бард в хрониках датируются самым началом XI века, оно характеризуется как «uninexpugnabile oppidum», то есть неприступная крепость.
От замка к крепости
Это оборонительное сооружение в период раннего Средневековья представляло собой классический замок, обнесенный крепостной стеной, иначе говоря, более-менее внушительного вида башню, окруженную прочной защитной стеной.
Её не раз, укрепляли и восстанавливали после военных конфликтов. Его структура приобрела мощь благодаря двойным стенам и донжону внушительных размеров. В начале XIX века он в течение двух недель выдерживал атаки сорокатысячной Наполеоновской армии.
Разрушенный по приказу французского императора, Бард восстал из руин. В период 1830-1838 годов он был заново отстроен по проекту Франческо Антонио Оливеро и по приказу сардинского короля Карла Феликса. В таком виде сооружение дошло до наших дней: прямоугольной формы, окруженное низкой куртиной с амбразурами, с «лестницей» огромных оружейных площадок на разных уровнях вдоль холмов.
Казармы и пушки
Со своими казармами и мощным пушечным арсеналом, который огневой поддержкой обеспечивал господство в долине, крепость Бард являла собой превосходный пример тренировочного оборонительного сооружения, другими словами, была идеальным блокпостом у входа в долину.
- Бард, наряду с крепостью Эксиллес и фортом Фенестрелле, — прекрасный образец фортификационного сооружения с рассредоточенным по нескольким его точкам арсеналом оружия. Это было одно из выдающихся «изобретений» савойских инженеров, которые в период с XIII по XIX век создали одну из самых оригинальных европейских школ постройки крепостей. Речь идет о крепости с разгруппированном по ее территории на разных уровнях оружии, которое образует гигантскую «лестницу», расположенную на склонах гор и гарантирующую мощную оборону. На вершине скалы обычно строили традиционную крепость с вооружением, сосредоточенным на центральной площадке, и казармой. По склонам гор в северном направлении на разных уровнях под углом размещали группы пушек, которые могли стрелять перекрестным огнем по пролегающей внизу дороге. Так появился внушительных размеров оборонительный комплекс важного территориального значения, не лишенный при этом изысканности.
- Три уровня замка Бард — верхний, средний и нижний — расположены таким образом, чтобы «прикрывать» друг друга в случае атаки. Первые два уровня представляют собой площадки для пушек и куртины с казематами для хранения бочек с порохом. Третий уровень, возведенный на вершине утеса, представляет собой собственно крепость со сложной структурой, окруженную несколькими очень прочными бастионами.
- Подземные сооружения, кладовые и казармы соединены друг с другом защищенными переходами; если учесть, что при постройке использовались очень прочные материалы, то получается, как сказал один ученый, «рациональная, иногда холодная военная архитектура с идеально отлаженным механизмом».
- Мемориальная доска напоминает об одном молодом (21 год) инженере, ответственном за работы, инициированные сардинским королем Карлом Феликсом, — Камилло Бенсо, позже графе ди Кавур, главном герое эпохи воссоединения Италии. Должность контролера строительных работ не удовлетворила графа: он воспринимал ее как наказание. Именно тогда он решил заняться политикой и покинул армию.
Крепость на сегодняшний день находится в собственности государства, на ее территории проводятся временные выставки и различные мероприятия.