В горах Северной Сицилии гордо взирает на море одна из самых прекрасных романских построек, возникших на территории Южной Италии. Эго собор в Чефалу. Построенный из известняка цвета меда, он скорее напоминает крепость, чем храм, и его внешний вид вобрал в себя многие черты норманнских замков.

Узкие, маленькие окна сконцентрированы в верхней части стен, и, как в настоящей крепости, нижние части стен почти глухие. Трансепты и вознесшаяся над скалой величественная апсидальная часть собора, укрепленная контрфорсами, а также необыкновенно толстые стены придают прекрасному сооружению угрожающий вид.

Норманнское и византийское влияние

На всем протяжении своей истории Сицилия была аванпостом нескольких великих илшерий, и норманнские завоеватели имели многих предшественников. Первыми пришельцами были карфагеняне, их сменили греки, римляне, византийцы и сарацины. Все завоеватели оставались на захваченном острове разное время и правили им с разным успехом.

Норманны, появившиеся в Сицилии в 1090-х гг. и продержавшиеся на острове около одного столетия, оставили большое архитектурное наследие, которое включало не только собор в Чефалу, но и прекрасную дворцовую Палатинскую капеллу в Палермо и бенедиктинские монастыри в Монреале.

Строительство собора было начато Роже- ром II в 1131 г., когда он стал королем Сицилии. В плане собор напоминал бенедиктинские храмы в родной Рожеру Нормандии, однако очевидны и византийские и сарацинские заимствования наряду с чертами, свойственными замкам и крепостям.

Толстые, гладкие стены придают собору суровый, внушительный вид, который не нарушает даже изящный аркатурный фриз на верхних частях здания. Окна в соборе, не обремененные излишними украшениями, двух видов: любимые норманнами арочные полуциркульные и овальные типа «бычий глаз».

Собор в Чефалу строился около ста лет, хотя основная часть была завершена около 1150 г. Длина храма от апсиды до нартекса 73 м, трансепта 30 м По сравнению с большим нартексом с западной стороны, а также северным и южным трансептами и алтарем неф кажется маленьким Черепичная крыша положена на деревянное перекрытие. Только южный трансепт имеет каменный цилиндрический свод. Скромная аркада с романскими колоннами отделяет центральный неф от боковых.

Золотые мозаики

Западный фасад собора в Чефалу фланкируют две квадратные в плане башни. Три арки — полуциркульная в центре и две стрельчатые по бокам — украшают его порталы. Главный вход ведет в прекрасный нартекс.

Внутри здания царит таинственный полумрак. Редкие окна пропускают очень мало света, отчего прославленные позолоченные мозаики Чефалу слегка поблескивают и мерцают в полутьме. Мозаики были созданы в 1148—1170-х гг. греческими мастерами константинопольской школы.

Кульминационным моментом всего мозаичного цикла, несомненно, являются мозаики апсиды и хора Над всеми мозаиками царит фигура Христа Панто- кратора в конхе апсиды. Правая рука Спасителя поднята в благословляющем жесте, другая указывает на раскрытую книгу, выделенную синим и золотым цветом Ярусом ниже изображена Богоматерь с четырьмя архангелами. Еще ниже, на стенах в два яруса расположены двенадцать апостолов и множество небесных сил. Сложные геометрические композиции и узоры роскошных цветовых сочетаний окружают сюжетные сцены и фигуры. Переливы красного, зеленого, синего и золотого создают настоящее пиршество цвета.

СОБОР В ЧЕФАЛУ
СОБОР В ЧЕФАЛУ