История Фонтенбло начинается в 1137 г., при Людовике VII, с письменным свидетельством о «нашем дворце, построенном у источника Блио» (лат. «in palatio nostro apud fontem Bleaudi»). Этим «дворцом» была, скорее всего, крепостная башня, построенная отцом монарха, Людовиком VI Толстым.
Сын добавил к ней часовню, освященную в 1169 г. Томасом Бекетом, архиепископом Кентерберийским. С тех пор французские монархи стали охотиться в лесу Фонтенбло и останавливаться на это время в маленьком замке, который постепенно расширялся. Людовик IX Святой пристроил к комплексу аббатство и монастырь. Короли рождались и умирали здесь — как, например, Филипп Красивый.
Упадок и возрождение
Среди королей, любивших Фонтенбло, была Изабелла Баварская, беспринципная королева, которая оказалась способной из ненависти к сыну заявить о своей измене, в действительности не совершенной, чтобы провозгласить наследника «бастардом» перед лицом всего мира. Ее сын, Карл VII, за которого сражалась Жанна Д’Арк, из мести Изабелле привел замок к упадку.
Он был возрожден в двадцатые годы XVI в. и тогда же начал приобретать свой нынешний вид, предвосхищая устройство Версаля. Это произошло благодаря одному из самых известных и неоднозначных французских монархов, «христианнейшему королю» Франциску I. Как многие его предшественники и последователи, Франциск страдал «каменной болезнью», то есть тратил огромные суммы на строительство и украшение своих дворцов, и превратил Фонтенбло в гигантский символ своего могущества, построенный и оформленный в стиле итальянского Ренессанса.
Фонтенбло был, как писал один историк, «виллой Адриана французских королей»: внешне разрозненным комплексом дворцов, дворов, садов, площадей и клумб различных эпох (от Средневековья до Реставрации), «встроенных» друг в друга. Если сравнивать Фонтенбло с другими королевскими дворцами Европы, он напоминает Герцогский дворец в Мантуе, также разраставшийся веками по переменчивой воле правителей. Однако французский дворцовый комплекс окружен не городом, а живописным лесом, подлинным «героем» этого пейзажа.
От отца к сыну
В те времена, когда Франциск I занялся обустройством дворца, входом в здание служил восточный портал, название которого может читаться также как «Золотые ворота» (фр. Porte Doree) или «Ворота у леса» (фр. Porte d’Oree). Благодаря щедрости короля дворец превратился в культурный центр, в котором были собраны различные коллекции (картины Леонардо и Рафаэля, гобелены, драгоценные камни).
Генрих II продолжил дело своего отца и приказал построить роскошный Бальный зал в ренессансных формах, украшенный инициалами «Н» и «D», обозначающими имя короля, Генрих (Henri) и его возлюбленной Дианы де Пуатье (Diane de Poitiers). Подобные знаки можно обнаружить по всему дворцу. Кроме того, часто встречаются изображения древнеримской богини охоты, Дианы. Статуя Дианы венчает также садовый фонтан.
Больше всех дворцом Фонтенбло занимался Генрих IV. На протяжении долгих лет он расширял комплекс, пока тот не достиг своих сегодняшних масштабов. В частности, он сделал более просторным Овальный двор, застроил зданиями Служебный двор и построил новое дворцовое крыло в саду Дианы с галереей Оленей и галереей Королевы. Для украшения этого крыла он позвал фламандских и французских художников, учредив тем самым «вторую школу Фонтенбло». После этого многое менялось во дворце, но значительных добавлений больше не было.
Чтобы достигнуть конечного результата, король растратил на свой пригородный дворец два с половиной миллиона ливров: пустяк по сравнению с тратами на Версаль, но на тот момент это превосходило суммы, которые когда-либо тратились на строительство комплекса зданий во Франции. Для монарха, который имел среди своих подданных славу большого скряги, это было настоящее расточительство.
Множество жизней королевского дворца
«Плод веков, пристанище королей», — эту фразу, согласно хроникам, сказал Наполеон Бонапарт, глядя на свой любимый дворец Фонтенбло. Каждый из монархов, живших здесь, затевал расширение или перестройку какой-нибудь части дворца, так что в результате получился гигантский комплекс, хоть и немного разнородный. Так, левое крыло въездного двора восходит к 1540 г., а правое старше на два века.
- Камень, использовавшийся для строительства Фонтенбло, — песчаник, добываемый в этой местности. Легкий в обработке и безыскусный на вид, он придал замку строгость, особенно ощутимую по сравнению с итальянской архитектурой того времени.
- Франциск I приказал снести средневековый замок, сохранив от него только фундамент, который стал основанием для новых зданий: так начался процесс переделки, столь значимой для сегодняшнего вида дворца.
- Фасад, выходящий на Овальный двор (все здания здесь построены на средневековом фундаменте), является вольной интерпретацией фасада башни Герцогского дворца в Урбино.
- Апартаменты королевы-матери, которые позже стали именоваться также апартаментами Папы, находятся внутри крыла XVI в. Они обязаны своим названием первой королеве-матери, Анне Австрийской, которая уединилась здесь после смерти супруга.
- Двор Белой лошади был назван так потому, что Генрих III поместил в нем гипсового белого коня (ныне утерянного) — слепленного, возможно, по модели коия Марка Аврелия, стоящего на Капитолийском холме. Этот двор также называют двором Прощания.
- В галерее Франциска I хранится потрясающая коллекция шедевров живописи и декоративно-прикладного искусства итальянского Возрождения, в том числе произведения Приматиччо, Россо Фьорентино, Франческо Шибека да Карпи. Когда-то во дворце хранились другие бесценные шедевры, такие как «Джоконда» и «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Рафаэля, «Милосердие» Андреа дель Сарто.
- Боковые стены Бального зала Фонтенбло, обустройство которого началось при Франциске I и закончилось при его сыне Генрихе II, расписаны сценами мифологических пиршеств.
- В апартаментах Наполеона находится Тронный зал с ценным резным потолком и массивным императорским троном.
- Часовня Святой Троицы была построена в XVI в. архитектором Филиппом Делормом в том месте, где находился монастырь, основанный Людовиком Святым. Обстановка и декор восходят к XVII в.
- В Китайском музее представлены многочисленные предметы обстановки с Востока, приобретенные в англо-французской экспедиции I860 г.
- Музей Наполеона посвящен жизни императора и его семье в первом десятилетии XIX в. Здесь можно увидеть личные вещи императора, например, его знаменитую фетровую шляпу.
- Западная часть сада Фонтенбло была переделана в изящный романтический английский сад по воле Жозефины Богарне, первой жены Наполеона.
- В мастерских замка Бенвенуто Челлини создал знаменитую «Сальеру» (букв, «солонка») из эбенового дерева и золота, покрытых эмалью.
«Стиль Фонтенбло»
Для украшения Фонтенбло Франциск I пригласил из Италии и Голландии самых знаменитых мастеров того времени: Никколо дель Аббате, Бенвенуто Челлини, Россо Фьорентино (кисти которого принадлежат картины в галерее Франциска I) и Франческо Приматиччо.
Их работы по стилю близки к итальянскому маньеризму, влияние которого чувствуется в удлиненных и сложно переплетенных формах, зачастую имеющих аллегорический смысл. Сейчас эта группа художников, работавших вместе во дворце, известна как «школа Фонтенбло».
Позже возникла «вторая школа Фонтенбло», созданная несколько десятилетий спустя другой художественной группой, которую возглавляли Амбруаз Дюбуа, Туссен Дюбрей и Мартен Фремине. Они были приглашены ко двору Генриха IV в конце XVI в. Не все труды «второй школы» уцелели, но результаты их совместной работы сохранились в часовне Святой Троицы (фр. Chapelle de la Trinite) и в кабинете Королевы.
От Короля-Солнца к Наполеону Большой дворец достиг своего расцвета при первых Бурбонах, от Генриха IV до родившегося здесь Людовика XIII. По приказу последнего в 1634 г. под руководством Филибера Делорма во дворе Белой Лошади была возведена парадная лестница с величественным входом в форме лошадиной подковы (работа Жана Андруэ Дюсерсо). Впоследствии дворец начал приходить в упадок, поскольку королевская резиденция была перенесена в великолепный Версаль.
Новую жизнь в Фонтенбло вдохнул Наполеон, который сделал из него настоящий императорский дворец. Несмотря на то, что полководец не был особенно придирчив в данном вопросе, он не захотел располагаться во дворце Короля-Солнца и выбрал в качестве своей загородной резиденции менее «скомпрометированный» Фонтенбло.
Закат великого корсиканца
«Я отказываюсь от трона Франции и Италии, потому что нет той личной жертвы, даже если это собственная жизнь, которую император не готов принести ради интересов Франции». Этими словами, написанными 6 апреля 1814 г., Наполеон Бонапарт завершил, по крайней мере на какое-то время, свою «императорскую авантюру».
Документ был подписан в помещении, которое сегодня называется залом Отречения и которое прежде служило его ванной комнатой, а еще раньше — библиотекой Людовика XVI. Так начинаются две «страстные недели» поверженного императора. Ночью между 12 и 13 апреля он совершает попытку отравиться, но опиум, чемерица и белладонна, которые он годами носил с собой, «выдохлись» и вызвали только сильную резь в животе.
Превозмогая боль, Наполеон смог крикнуть: «Всё, даже смерть, предает меня!». 20 апреля сдавленным от волнения голосом он попрощался со своей гвардией: император отправлялся на ссылку на остров Эльба.
Здесь творилась история Европы
Подписание документа, который подтвердил отречение Наполеона от престола, и его последующее отправление в ссылку на остров Эльба — это, безусловно, самые знаменитые события, свидетелями которых стал дворец. Но Фонтенбло стал местом действия и других важных эпизодов французской и европейской истории.
В 1536 г. во дворец приехал с официальным визитом король Шотландии Яков V, который вскоре женился на дочери-Франциска I, Мадлен де Валуа. В XVII в. в Фонтенбло остановилась на год королева Кристина Шведская, незадолго до этого отрекшаяся от короны и принявшая католичество. В 1685 г. Людовик XIV отменил здесь Нантский эдикт, которым его дед Генрих IV признал за французскими гугенотами-протестантами свободу вероисповедания.
В 1725 г. во дворце прошли праздничные торжества, посвященные свадьбе Людовика XV с Марией Лещинской, дочерью польского короля в изгнании Станислава Лещинского.
В 1804 г. в Фонтенбло приехал из Рима Папа Пий VII, чтобы короновать Наполеона. Он вернулся сюда второй раз в 1813 г., но уже как узник, поскольку император намеревался заставить его подписать конкордат, который передал бы французскую Церковь в руки Наполеона.