В XV в. Испанией правил Фердинанд II Католик, король Арагонский, который, женившись на Изабелле Кастильской, объединил два самых больших христианских королевства Иберийского полуострова. Усиленная этим союзом, католическая армия смогла в 1492 г. завоевать Гранаду, последний мавританский оплот на испанской земле. Боясь возможных
ЕСЛИ бы итальянскому военному архитектору той эпохи сказали, что Ла-Калаорра — это «новое слово» испанского замкостроения, он был бы изрядно удивлен. Подобные здания давным-давно строились в Италии, где веками создавались новые модели крепостной архитектуры.
Однако испанское общество сильно отличалось от итальянского общества времен зрелого Ренессанса: большие башни Ла-Калаорры, ее старомодные зубцы, доверие к толстым стенам — все это служило внешним обрамлением ренессансных новшеств во внутреннем убранстве. Если нужно было украсить комнаты замка, всегда можно было обратиться к итальянским художникам — как и в случае Ла-Калаорры, над внутренними помещениями которой с 1518 г. работали братья-скульпторы Микеле и Антонио Карлони.
Боясь восстаний знати, которая не могла одобрять подобного усиления королевской власти, монарх запретил строительство новых замков и приказал снести несколько крепостей. Потому тот факт, что именно в это время был воздвигнут первый ренессансный замок Испании, кажется настолько удивительным.
Мавры и мориски
На самом деле, Фердинанд не воспротивился строительству Ла-Калаорры из страха перед многочисленным мусульманским населением Андалусии. Он хотел таким образом устрашить мавров арабского-северноафриканского происхождения, живших на юге страны. После победы испанцев над арабами последние были обращены в христианство и стали называться морисками.
В отличие от мусульман и евреев, оставшихся верными своей религии и потому изгнанных, мориски оставались в Андалусии на протяжении почти целого столетия, пока и они не были окончательно изгнаны. Преследуемые инквизицией, которая была особенно активной и непримиримой в Испании, они поднимали многочисленные мятежи. Самый продолжительный из них длился с 1568 по 1571 гг. и был следствием явной нетерпимости по отношению к мавританской культуре.
Воинственный вид замка и его оборонительных сооружений должен был напугать любого врага. Однако внутреннее убранство превращает его в гостеприимную резиденцию, которая украшена белым мрамором и даже включает в себя искусно декорированный ренессансный двор.
- Здание имеет прямоугольную структуру, в углах которой расположены башни, увенчанные куполами.
- Внутренний двор окружен двойной аркадой, украшенной орнаментальными гербами и роскошной балюстрадой.
- Многие элементы декора — например, скульптуры в окнах — были выполнены в Италии братьями Карло- ни, которые в качестве материала использовали белый каррарский мрамор.
- Из внутреннего двора можно подняться в замок по элегантной мраморной лестнице.
- Деревянные элементы в комнатах (кессонные потолки, напольное покрытие, двери) выполнены в стиле раннего ломбардского Ренессанса.
- Не забудьте посетить расположенный в 17 км от замка Гуадикс, знаменитый своим великолепным собором, возведенном на месте мечети, и домами, выкопанными в горных пещерах, в которых до сих пор живут люди.
В 955 г. халиф Кордовы Абдар-Рахман III восстановил город Альмерия на месте существовавшего здесь прежде древнего поселения. Он приказал построить защищенный порт и заложил первый камень большой крепости, которая была завершена в конце X в. военачальником Кордовского халифата Аль-Мансуром.