Атаковать замок — дело тяжелое и кровавое, но иногда необходимое. В XV в. Верхний Кёнигсбург стал логовом безжалостной группы авантюристов, семьи Мей из Ламбсхайма, которая отсюда терроризировала весь регион Верхнего Рейна. Причиняемый ими колоссальный ущерб вынудил епископа Страсбурга в 1462 г. положить конец этим злодеяниям. Ему удалось создать коалицию с другими князьями и правителями свободных городов Кольмара и Базеля и собрать армию, которой было под силу осадить и захватить замок. После этого здание было разрушено.
В последующие столетия здание сменило много владельцев, которые осуществляли масштабные изменения в его плане. Во время Тридцатилетней войны в 1633 г. шведы подожгли здание, и оно вновь превратилось в руины.
Не только разбойники
Однако история Верхнего Кёнигсбурга восходит к гораздо более ранним временам относительно того периода, когда он стал логовом разбойников. Как говорят, она началась еще в 774 г., когда Карл I Великий позволил аббату Сен-Дени построить на этой горе монастырь. В некоторых документах 1147 г. упоминается, что в этом месте находилась крепость, которая принадлежала Гогенштауфенам и была возведена Фридрихом II Одноглазым, отцом императора Барбароссы. От этого времени сохранились врата с львиным гербом. Название «Верхний Кёнигсбург» (фр. Haut-Koenigsbourg, букв. «Высокая королевская крепость») активно использовалось уже в 1192 г. В XIII в. комплекс стал собственностью герцога Лотарингии, который даровал его в качестве феода графу Берда. Император Священной Римской империи Фридрих III (1415-1493) передал замок во владение графов Тирштайна, которые реконструировали крепость в позднеготических формах и укрепили ее защитные конструкции.
Репродукция или интерпретация?
Сегодняшний вид Верхнего Кёнигсбурга очень живописен, но имеет мало общего с его изначальными формами. На самом деле это плод реконструкции замка в соответствии с вкусами начала XX в., когда в Средневековье видели идеализированную и романтическую эпоху, что слабо соответствовало исторической действительности. Можно назвать этот замок буржуазной версией аристократического Нойшванштайна. Однако такой вид привлекает огромное количество посетителей, которые наполняют стены Верхнего Кёнигсбурга. Сама философия, лежащая в основе реконструкции, типична для немецкой культуры, которая всегда была очень внимательна к тому впечатлению, которое место или здание может произвести на наблюдателя. Проект этого «фальшивого памятника» был подготовлен архитектором-самоучкой Бодо Эбхардтом (1865-1945). На фундаменте руин XV в., смешивая разнообразные стили, Эбхардт построил замок, который соответствовал романтическому представлению о Средневековье, характерному для вильгельмовской эпохи. Один из критиков заметил, что здание походило скорее на театральные декорации, чем на реальную крепость, но это не смутило ни архитектора, ни владельца. Для отделки и обустройства внутренних помещений была специально привезена из Австрии, Германии и Швейцарии драгоценная мебель, а также окна и предметы быта XV-XVI вв.
Императорский подарок
В 1899 г. город Селеста подарил Верхний Кёнигсбург, столетиями пребывавший в упадке, германскому императору Вильгельму I, посетившему Эльзас (в это время регион был в составе Второго рейха). С целью обозначить принадлежность замка немецкой нации, император решил полностью перестроить здание, вдохновляясь средневековыми формами (или, по крайней мере, теми, которые он считал таковыми). Через девять лет здание было торжественно открыто публике в сопровождении музыкального концерта, причем все музыканты были в старинных костюмах. На строительство было потрачено свыше двух миллионов марок, по большей части заплаченных имперской землей Эльза- сом-Лотарингией. Таким образом, «щедрый» подарок императора был дорого оплачен самим народом. В 1919 г. замок вернулся во владение Франции.
«Хрестоматийный» замок
У Верхнего Кёнигсбурга целых шесть входных врат. Такая легкомысленность в вопросах обороны была невозможной в реальном средневековом замке, зато эти внушительные врата вместе с подъемными мостами и опускными решетками очень впечатляют туристов.
• К крепостной части (где сохранились остатки первого сооружения) можно пройти по подъемному мосту, тогда как к резидентскому сектору ведет так называемый Мост львов.
• С верхних этажей донжона открывается грандиозная — панорама: на севере — руины замков Франкенбург, Рамштайн и Ортенбург, на юге — гора Онек, на востоке — развалины Оденбурга.
• Резидентский сектор разделен на два крыла: южное и северное. Внутри можно посетить комнату Госпожи и комнату Рыцарей, а также капеллу и Рыцарский зал, который был выполнен в готических формах, но обставлен мебелью XV-XVII вв.
• На стене элегантного зала Празднеств, который был полностью обустроен Бодо Эбхардтом, можно прочесть слова, сказанные Вильгельмом II в 1917 г. по поводу Первой мировой войны: «Я не желал ее».
• В специально обустроенном зале хранятся охотничьи трофеи императора.
• Стоит также посетить зал Лотарингцев и оружейную, которую называют «Великим бастионом». Здесь выставлены копии артиллерийского оружия XVI и XVII вв.