Йоханнесбург (что означает «замок Иоганна») был возведен в нахале XVII в. в местечке Ашаффенбург как вторая резиденция архиепископа и курфюрста Майнца Иоганна Швейкарта фон Кронберга. Поскольку он занимал должность императорского канцлера, то и здание приобрело государственной
Название Ашаффенбург свидетельствует о том, что здесь, на берегах реки Ашаф, находилась крепость (по-немецки «бург»). В XIII в. было построено каменное здание, названное в 1283 г. Йоханнесбургом после того, как прилегающую часовню освятили в честь Иоанна Крестителя. Эта средневековая крепость была разграблена и сожжена в 1552 г. войсками Альбрехта II Алкивиада Бранденбург-Кульмбахского во время так называемой «маркграфской войны». При пожаре уцелела только одна башня, которая впоследствии стала пятой башней нового комплекса, построенного при Иоганне Швейкарте фон Кронберге.
Могущественный курфюрст
Архиепископ Майнца был владельцем курфюршества, состоящего из небольших территорий, рассеянных по региону. Ашаффенбург был одним из таковых уже в X в. Архиепископ обладал значительной властью: с середины X в. этот титул влек за собой также должность канцлера Священной Римской империи германской нации. Архиепископ был председателем собрания курфюрстов, выбиравших короля и императора, но когда на трон вступили Габсбурги, эти собрания имели лишь формальное значение. Архиепископ обладал также особыми привилегиями, например, правом председательствовать на заседаниях Рейхстага, решения которого не могли быть приняты без согласия архиепископа. Под его управлением также находилось до 14 епископатов, а самого архиепископа называли «примасом Германии» (нем. Primas Germaniae), что означало самого высокого представителя католической церкви в стране.
Для Кронберга это здание имело символическое значение, ведь название Йоханнесбурга было созвучно с его именем. Так, в 1604 г. сразу после принятия титула архиепископа он начал оборудовать комнаты в стиле ренессанс, и сейчас замок представляет собой одно из самых красивых строений подобного типа в Германии. Чтобы покрыть огромные затраты на строительство, местных крестьян обязали дополнительно работать, а евреям существенно повысили налоги.
В последующие годы менялись только интерьеры, самые важные преобразования пришлись на 1774— 1802 гг. при курфюрсте Фридрихе Карле фон Эр- тале. В последние годы архиепископства появилось множество новых предметов мебели, которые можно видеть в замке и сейчас, например, в Приемном зале, в покоях епископа и в помещениях башни.
Часовня и музеи
Помимо комнат архиепископа, обставленных мебелью в XVIII в., заслуживает внимания часовня XVII в. с алтарем и амвоном, выполненными скульптором Гансом Юнкером.
Внутри замка хранятся также ценные художественные коллекции и интересные артефакты, связанные с историей города. Например, в Государственной галерее (нем. Staatsgalerie) выставлено более 400 работ немецких, итальянских, фламандских и голландских художников. Можно отметить, в частности, «Распятие» Лукаса Кранаха — старшего (1472-1553), а также множество пейзажей. Интересно необычное собрание моделей римских зданий, выполненных из пробки Карлом Джозефом Мэем (1747-1822), придворным кондитером при последнем курфюрсте.
В Государственной придворной библиотеке находятся ценные эстампы и рукописи, некоторые из них датируются X в. А в Музее замка можно узнать об истории города и местных ремеслах начиная с XVI в., а также увидеть коллекции стеклянных и керамических изделий, старинную мебель и комнату серебра.
В комнате Облачений (нем. Paramentenkammer) собрана коллекция церковных облачений архиепископов Майнца.
Еще один любопытный факт: каждый день в 9:05, в 12:05 и в 17:05 в восточной башне играет карильон.
Краткая хронология
- Около 1220 г.: строительство старого замка, одна из башен которого была интегрирована в новый замок фон Кронберга.
- 1552 г.: пожар в старом замке.
- 1605-1614 гг.: реконструкция здания под руководством Георга Ридингера.
- 1775-1802 гг.: перестройка внутренних комнат архитектором Эмануэлем Джозефом фон Иригойеном для Фридриха Карла фон Эрталя.