Замок-дворец, выполненный в стиле раннего барокко, расположен в городе Гота.
Изначально на месте современного огромного комплекса возвышался мощный замок Гримменштайн, уничтоженный в 1567 г., когда правящий герцог решительно отказался выдать властям рыцаря Вильгельма Грумбаха, подозреваемого в организации убийства прелата.
Император Максимилиан II, разъяренный такой выходкой, мобилизовал имперский отряд, который осадил и уничтожил Готу, пленил проекта — герцога и предал казни подозреваемого виновника, пусть и оправданного своей эффективностью и даже, парадоксальным образом, экономией, поскольку он позволял избежать разбросанности подразделений и держать их все под контролем.
В 1640 году сыновья герцога Саксен-Веймара разделили отцовское наследство: Эрнсту Благогестивому достался титул герцога Саксен-Гота. Для того, чтобы упрочить свое положение как нового хозяина этих земель, герцог повелел возвести величественный архитектурный комплекс.
- 26 октября 1643 г. состоялась закладка новой герцогской резиденции на фундаментах снесенного замка Гримменштайн. Строительными работами по планам Каспара Фогеля (ок. 1600-1663) руководил Андреас Рудольф (1601-1679); в 1654 году работы были завершены. Удивляющий своим размахом замок вмещал церковь, монетный двор, правительственные учреждения, арсенал и многочисленные подсобные и хозяйственные помещения. В последующие годы здесь были проведены масштабные работы по укреплению ансамбля, превратившие замок в почти неприступную крепость.
- В конце XVIII — начале XIX вв. окружавшие замок бастионы были срыты, и на их месте был разбит ландшафтный парк в английском стиле, а также обустроены обсерватория, физический кабинет и придворный театр, расширены художественные собрания и дворцовая библиотека.
Скупость Эрнста Благочестивого
В 1640 г. новый герцог Эрнст I, прозванный Благочестивым (1601-1675), приказал построить масштабный дворец, который служил бы одновременно публичным и личным целям, объединив внутри семейной резиденции также и министерства, государственную администрацию и даже монетный двор.
Интересно, что герцог, будучи автором такого дорогостоящего проекта имел славу весьма жадного человека. Ему даже приписывают максиму «Тот, кто тратит экономично, становится богатым», а сам он выбрал сравнительно малые апартаменты для себя, жены и детей.
Эта «особенность» герцога породила множество фантастических историй, достоверность которых сложно проверить. Например, согласно одной из них, чтобы «лучше заботиться» о восемнадцати детях, он подарил своей бедной супруге на день рождения дойную корову, естественно, договорившись о сниженной цене.
Идея сконцентрировать весь центральный бюрократический аппарат государства в едином месте, как сделал герцог Эрнст Благочестивый в Готе, не была новой. Уже великий герцог Тосканы в XVI в. во Флоренции поручил Джорджо Вазари построить два длинных корпуса Уффици рядом с Палаццо Веккьо. Людовик XIV, вероятно, довел эту идею до совершенства, покинув Париж и построив огромную резиденцию в Версале.
У герцогов Саксонии, таким образом, была достойная компания. Но их главным отличием от предшественников был непропорциональный масштаб проектов. Как зачастую было в Германии, чем меньше становилась территория, тем более роскошными строились княжеские дворцы. Для тех, кто имел малый политический авторитет, это был способ скрыть перед подданными свою слабость.
Роскошь на смену жадности
После смерти Эрнста Благочестивого дворец Фриденштайн, наконец, открылся роскоши. Его сын, Фридрих I, вложил значительные средства в реконструкцию внутренних залов, некоторые из них переделав полностью.
В последующие десятилетия оформление дворца становилось все более пышным. Со временем переместились и герцогские покои: семья переехала из основного корпуса в боковые крылья.
Во внутренних помещениях дворца Фриденштайн в Готе сегодня расположились художественные музеи с интересными работами и коллекциями, не говоря уже о самих интерьерах барочных залов.
- На главном входе, обустроенном в 1646 г., выделяется изображение «Поцелуя мира» с подписью: «Мир питает, его отсутствие — разрушает».
- На втором этаже, где выставлены средневековые картины и статуи, находится комната Приватного Совета, где собиралось правительство.
- Расположенные на третьем этаже зал Аудиенций, герцогская спальня, гардеробный кабинет и молитвенная комната были трансформированы в конце XVII в. в элегантные помещения представительства.
- Самое красивое помещение дворца — салон Торжеств, украшенный потолком с изящными стукко, колоннами и статуями.
- В западном крыле можно посетить герцогские покои, в которых жили последние представители Готской династии.
- Потолок капеллы, торжественно открытой в 1646 г. крещением герцога Фридриха I, роскошно декорирован.
- В 1683 г. Бальный салон в западной башне был превращен в театр, который позднее получил имя Конрада Экхофа (1720-1778), основавшего в 1775 г. первую постоянную театральную труппу в Германии.
- В дворцовых садах расположены Герцогский музей, Оранжерея и Чайный домик.