Уже в XI в. на этом месте возвышалась крепость, по большей части выполненная из дерева, за исключением главной каменной башни. Этот замок, расположенный на возвышенности над долиной реки Адидже, был существенным препятствием для государства князей-епископов Тренто. С 1027 г. они были облечены императором феодальной властью над триентской (и частично южнотирольской) территорией как «прямые» вассалы короны. Их главной задачей была охрана важнейшего пути через долину Адидже в Италию и за ее пределы. В XII в. епископские войска смогли захватить замок, который незамедлительно был усилен благодаря возведению новых и более прочных каменных стен. Далее владение было передано семье Кастельбарко, которая расширила комплекс и, с течением времени, начала проводить более автономную от церковной власти политику, в конце концов полностью эмансипировавшись от епископского владычества благодаря договору со Скалигерами.
Вековой судебный процесс
В 1411 г. Аццоне Франческо ди Кастельбарко написал завещание, в котором лишил наследства членов своей семьи, а также князя-епископа Тренто. Последний отныне не мог пользоваться здесь особыми правами. По этому документу замок Авио перешел во владение Венецианской республики, которая назначила правящего главу и четырех его заместителей для выполнения административных функций. В 1509 г. император Максимилиан I в ходе многолетней вражды с Венецией захватил Авио. Около двадцати лет спустя, когда на троне находился Карл V, замок достался князю-епископу Тренто.
Против такого решения выступила семья Кастельбарко, поскольку Аццоне Франческо в прошлом категорически исключил прелата из завещания. Столь же верно, что их предок лишил наследства и родственников, передав управление замком Венецианской республике. Но если действующий император хотел оставить ни с чем венецианцев, то замок должен был быть возвращен семейству Кастельбарко. За этим последовал судебный процесс, один из самых долгих в истории права. Фактически потребовалось больше века, прежде чем суд принял решение в пользу Кастельбарко, которые в 1664 г. вновь вошли во владение зданием.
Оспариваемое владение
В XVI в. в замке временно размещался император, здание было обновлено и затем вновь передано князю-епископу Тренто, прежде чем вернуться в распоряжение Кастельбарко. В последующие столетия сооружение, уже устаревшее в военном отношении и все менее комфортное для проживания, пришло в упадок и было выставлено на продажу. В 1937 г. Эмануэль ди Кастельбарко выкупил старинное владение своей семьи и инициировал масштабные работы по реставрации. Его дочь подарила замок Национальному Фонду Италии (ит. Fondo Ambiente Italiano, FAI). Превосходно отреставрированный, сегодня он является одним из самых известных замков Трентинского региона.
Любовь и война среди руин
Руины замка Авио известны прежде всего благодаря драгоценным фрескам, относящимся примерно к 1340 г. и высоко оцененным, в том числе, императором Карлом IV.
• В 1978 г. при содействии Итальянского Национального Фонда началась реставрация дворца, в котором Гу- льельмо ди Кастельбарко организовывал роскошные празднества с участием веронских художников.
• У подножия главной башни были обнаружены стены темниц. На втором этаже находится так называемая Комната любви (ит. camera dell’Amore) с остатками фресок. Однако даже любовь в этом замке имеет что-то воинственное: Эрос с вороньими лапами, верхом на скачущей галопом лошади, пронзает стрелами даму с комнатной собачкой и стоящего на коленях рыцаря.
• Расположенная в комплексе капелла роскошно расписана фресками.
• С башенной крыши можно полюбоваться поразительным видом на долину Адидже.
• Объектом фресок в сторожевой башне, которую также называют Домом стражи (ит. Casa delle Guardie), являются не знатные персоны или религиозные персонажи. Они изображают кровопролитное сражение, в котором приняли участие в том числе и лучники из семьи Кастельбарко. Хотя живописная перспектива — например, в профиле замка или положении солдат — далека от идеала, внимание к деталям необычно для этого периода.
• От сторожевой башни можно пройти к первому входному порталу. Чтобы попасть во внутренний двор, нужно обойти замок и преодолеть еще четыре портала. Такая предосторожность служила для устрашения возможных нападающих, которые оказались бы зажаты под огнем защитников.