В юношеские годы Людовика XIV (1638- 1715) во Франции имели место постоянные волнения, вошедшие в историю как «фронда». Молодой король был вынужден уехать из Парижа и вернулся только после кампании по подавлению мятежей, проведенной в 1652 г. наемным войском во главе с кардиналом Джулио Мазарини.
Людовик XIV решил перенести свою резиденцию за город, подальше от парижских смут, туда, где он мог бы воздвигнуть памятник своей gloire («славы»). Выбор пал на обычный охотничий домик, ранее принадлежавший его отцу Людовику XIII.
Для реставрационных работ были наняты архитекторы Лево и Ардуэн-Мансар и садовник Ленотр, превратившие усадьбу в пышную резиденцию. Уже через семь лет после начала работ Версаль гордым великолепием показывал шик королевского двора: на протяжении пятидесяти лет он являлся для мира, Франции, придворных, родственников и самого Людовика XIV «сценой» власти.
Собственные солдаты на защите
Идея вынести королевскую резиденцию за пределы Парижа не была новой. Еще Мазарини, первый министр Франции итальянского происхождения, сменивший кардинала Ришелье, хотел перенести двор в Венсенский лес, где находился хорошо укрепленный королевский замок. Но Королю-Солнцу не нравилась идея укрытия за толстыми стенами, будто он — мелкий феодал.
Его дворец — именно дворец, а не замок, должен был находиться посреди великолепного парка, каких не видывали со времен императора Адриана. Для защиты у короля была новая армия, которую организовал военный министр Мишель Летелье и его сын, маркиз де Лувуа: мощи армии было достаточно для выполнения этой функции.
Монументальное строительство
Старинный охотничий домик — небольшое сооружение из камня и кирпичей, с и-образной формой, был дополнен архитекторами: они достроили новое сооружение, тоже и-образной формы, удлиненное по краям.
Величественная резиденция
В письме к сыну Людовик XIV описал, какой, по его мнению, должна быть модель поведения настоящего правителя: «Я считаю, что мы должны быть кроткими, скромными по отношению к себе, но ревнивыми, требовательными в своей должности; славу, связанную с нашим именем, которую мы получили от предков, мы должны передать нетронутой, а по возможности еще более возросшей, нашим наследникам». И Версаль стал той «сценой», на которой вершились самые серьезные государственные дела.
- Для строительства и обустройства Версаля были наняты самые известные архитекторы и люди искусства: архитекторы Лево и Ардуэн-Мансар, пейзажист Ленотр, художник Ле Врун, музыкант Люлли, комедиограф Мольер, повар Ватель. Все эти таланты были собраны вместе Фуке, интендантом финансов. Вскоре Фуке был заподозрен в нечестности и впал в немилость короля.
- Большой Трианон — это великолепный дворец в итальянском стиле, воздвигнутый для Людовика XIV, который часто посещала его пассия мадам де Ментенон.
- Малый Трианон был заказан Людовиком XV для своей фаворитки, маркизы де Помпадур. Когда она умерла, король подарил дворец новой возлюбленной — графине Дюбарри. Во времена Людовика XVI здесь жила королева Мария-Антуанетта.
- Мария-Антуанетта заказала Ришару Мику построить небольшую деревню на окраине парка, с фермой, большим озером, мельницей и сыроварней. В этом приятном месте королева вместе с придворными дамами, переодевшись в крестьянку, вела обычную деревенскую жизнь, откликнувшись на призыв философа Жан-Жака Руссо «вернуться к природе».
У ворот на входе в комплекс открывается вид на главный дворец с двумя дворами: Королевский двор, заключенный между крыльями здания, и Мраморный двор, окруженный основной конструкцией. В центре здания находилась спальня короля, «опора» всего комплекса, подобно солнцу — основе вселенной.
Вокруг комнаты короля располагались приемные залы, часовня, комнаты для знати, кабинеты министерств и огромный парк с фонтанами, аллеями, кустарниками и беседками. С 1682 г. Версаль стал официальной резиденцией монарха, куда он позвал знатных особ из различных провинций. Здесь они были лишены власти, которая была у них дома, но получили взамен роскошь, шик и прекрасную жизнь при дворе.
Забыть про этикет
Версаль невозможно вообразить без строгого этикета, который предписывал четкие и обязательные правила для любого, даже минимального, действия короля и его двора: от утреннего подъема, до церемонии со свечками перед сном. Тем не менее, даже у такого гордого и влюбленного в свой статус короля, как Людовик XIV, иногда появлялось желание отойти от предписаний, регулирующих каждую секунду его жизни, и от внимательных взоров приспешников. Поэтому Король-Солнце приказал построить в парке Версаля дворец меньшего размера, Большой Трианон, где можно было отдохнуть от королевских ритуалов; там с ним проводила время немногочисленная и тщательно отобранная свита.
Цена власти
Людовик XIV умер в 1715 г., оставив потомкам огромный и дорогой дворец, который мог их разорить. Одно только строительство стоило 100 миллионов ливров, здесь работало около 35 000 человек, к этому добавлялись расходы на произведения искусства, дорогие зеркала, мебель, выполненную краснодеревщиками, и дорогую обстановку. Однако устройство настолько роскошного дворца укрепило статус Франции как великой евпорейской державы, родины моды, изящества и дипломатии.
Символ власти
Несмотря на то, что строительство и расцвет Версаля пришлись на время правления Короля-Солнца, другие монархи тоже вносили свою лепту в его преобразование. По приказу Людовика XV в северном крыле был построен оперный театр (1770), а также Малый Трианон, появившийся в парке к востоку от Большого Трианона и ставший излюбленной резиденцией Марии-Антуанетты.
Король Луи-Филипп I (1773-1850) объединил бывшие княжеские апартаменты в огромную Галерею битв (1836) длиной 120 метров, украшенную сценами славных военных побед. Кроме того, он решил сделать из этого дворца, ассоциировавшегося со старыми порядками, символ новой Франции, организовав здесь музей национальной славы: благодаря стараниям этого короля сегодня комнаты Версаля являются интересной летописью французской истории. Во время Французской революции (1789-1799) дворец был покинут, и из него была вынесена вся мебель. Наполеон I Бонапарт начал тут частичную реставрацию.
Версаль в цифрах
Сейчас, как и раньше, масштабы Версаля не могут не впечатлять: 50 гектаров полезной площади, 700 комнат, более 2000 окон, почти 400 из которых выходят в парк. Одна Галерея зеркал вмещает 357 зеркал и трюмо, получающих свет из 17 окон. Парк украшает водный резервуар площадью более 23 гектаров, — Гранд Канал, а его периметр в 5 с половиной километров полностью вымощен.
Команда водопроводчиков контролирует и обслуживает 620 фонтанов, гордость Короля-Солнца, и сложную канализационную сеть длиной около 35 км. Еще более многочислен штат садовников, следящих за 330 000 растений необъятного парка. Можно было бы сказать, что вся эта роскошь лишь капризы одного человека, но это неверно, ведь Версаль — символ величия всей Франции, которую олицетворял Людовик XIV.
Версальский парк
Прекрасный парк, прообраз французских садов, распространенных по всей Европе, украшен геометрически продуманными водоемами, террасами, фонтанами, цветниками, кустарниками, скульптурами — будто усеян звездами. Он охватывает площадь более 800 гектаров.
- Король-Солнце так гордился своими садами, что собственноручно написал путеводитель «Как показывать версальские сады». В этой работе, выпущенной в шести версиях с 1689 по 1705 г., были детально описаны самые запоминающиеся места, вызывающие наиболее сильное изумление и восторг посетителей.
- С центральной террасы можно спуститься к бассейну Латоны, украшенному статуей матери бога Аполлона с детьми. Изначально статуя была повернута к замку, но в период с 1687 по 1689 г. Ардуэн-Мансар изменил проект, и группу скульптур повернули к Гранд Каналу.
- Напротив бассейна Нептуна находится бассейн Драконов, струя которого достигает почти 30 метров в высоту.
- Парк пересекается двумя каналами — большим (Гранд Канал) и малым, на которых Людовик XIV организовывал праздники с красивыми позолоченными лодками.
- Фонтаны являются одним из самых необыкновенных зрелищ Версаля, и именно с них король обычно начинал приемы. Вода к ним частично подается из земли, и частично — гигантской машиной Марли, гидравлической системой, поднимающей воду реки Сены и проводящей ее к Версалю и к замку Марли. Машина была демонтирована в 1817 г. из-за высоких расходов на ее содержание.