В 9 часов 40 минут утра 1 ноября 1755 г. многие жители Лиссабона были в церкви на службе, посвященной Дню Всех Святых, когда внезапно земля начала сотрясаться и вздыматься.

Через 15 минут прекрасный старинный центр города превратился в груду развалин. Неллногие здания, уцелевшие во время землетрясения, были смыты гигантской волной или же разрушены последующими толчками.

Современный вид собора в Лиссабоне представляет необычное сочетание массивных стен XII в. с окнами в романском стиле и причудливой барочной орнаментикой. Подобная разностильность возникла в результате последующей перестройки и реставрации Старого города, осуществленной под неустанным контролем реформатора Маркеса де Помбала.

Бурное начало

Лиссабон стал столицей Португалии после 1256 г. Вначале Португалия входила в состав Священной Римской империи, позднее была завоевана вестготами, вытесненными арабами в VIII в. После изгнания арабов в 1100-х гг. в Португалии, подобно Испании, началось строительство церквей и соборов на месте мавританских мечетей.

Страх перед возможным возвращением арабов еще долго не проходил, и поэтому соборы, построенные в XII—XIII вв., были значительно укреплены. Для обеспечения полной безопасности городов соборы часто превращаются в подобие крепостей и объединяют с замками свои усилия по обороне от нападения врагов.

Простота и изысканность

Однако собор-крепость в Лиссабоне не лишен своеобразной красоты. Большое окно-роза, массивный портал входа с круглыми архивольтами, башни-близнецы с красивой аркадой верхних ярусов украшают западный фасад здания. Интерьер храма исполнен величия, которое не нарушается простотой стен, цилиндрических сводов и отсутствием декоративного убранства.

Пучки крупных колонн поднимаются к сводам, а их чуть темноватая белизна подчеркивается потоками солнечного света, льющимися из округленных окон.

Интерьер собора в Лиссабоне скромен и даже суров, украшения в нем не бросаются в глаза, однако здесь есть произведения искусства высокой художественной ценности.

Сокровища хранятся в основном в сакристии собора. Основную ценность составляют предметы из серебра и церковные облачения.

Несколько темных, печального вида надгробий, расположенных за алтарем, хранят останки лиссабонских епископов и знатных горожан. Все надгробия украшены резьбой; лучшие рельефы — в усыпальнице дворянина Пачеко и его жены, живших в XIV в. Пачеко изображен бородатым солдатом с огромным мечом в руках, его жена, лежащая рядом, — читающей молитвенник.

Крытая аркада на тенистом кладбище состоит из романских и мавританских колонн и представляет собой пример интересного сочетания разных культур.

В сакристии кафедрального собора хранится главная святыня храма — мощи Сп. Винсента Винсент, живший в Испании в IV в., пал жертвой преследований со стороны римских правителей; согласно преданию, после его смерти стая ворон защитила его тело от диких животных. Его мощи были обретены 500 лет спустя и отправлены на юг Португалии, где они могли быть в безопасности от мавров. Корабль, на котором везли мощи, затонул, а мощи прибило к берегу в Кабо де Сао Винсенте, где они и оставались вплоть до изгнания мавров с Иберийского полуострова. В XII в. мощи были перенесены в Лиссабон. Верующие могут увидеть мощи святого в день его памяти — 22 января.

СОБОР В ЛИССАБОНЕ
СОБОР В ЛИССАБОНЕ