Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Сан-Суси — это огромный комплекс с парком, раскинувшимся почти на 300 гектарах, в котором располагаются сооружения разных эпох. Сан-Суси был одним из любимых королевских дворцов прусских монархов и символом власти в Германии.
Прусский Версаль
Сердце комплекса Сан-Суси — это небольшой дворец в стиле рококо, который Фридрих II спустя четыре года после восхождения на трон решил построить на горе в Потсдаме. Это здание называлось шлосс (нем. schloss — замок), термином, который в немецком языке означает резиденцию знати, но не обязательно укрепленное сооружение. Король хотел, чтобы это был не столько дворец, сколько место для уединения с природой, где можно забыть о государственных делах и заниматься культурной деятельностью: вести светские беседы, слушать музыку, наслаждаться искусством, философией, созерцанием природы.
Прусский король и его увлечения В Мраморном зале дворца, увенчанном низким куполом, Фридрих организовывал встречи высокообразованных людей, посвященные чаще всего философским темам. У правителя было множество интересов, а больше всего его привлекало французское Просвещение: на протяжении трех лет частым гостем Сан-Суси был французский мыслитель Франсуа-Мари Аруэ, более известный как Вольтер.
При дворе говорили на французском, Фридрих знал этот язык не хуже немецкого.
Самая красивая комната во дворце Сан-Суси — это прекрасный Музыкальный зал, музыка была еще одной страстью Фридриха. В этом светлом пространстве, украшенном фресками и зеркалами, король любил играть на флейте и сочинять музыку (он написал, как минимум, 100 партитур).
Достойна упоминания также круглая библиотека с элегантным паркетом, расходящимся веером, и классическими бюстами. Примечательно, что Фридрих не приветствовал доступ женщин в свои покои, но туда могли свободно заходить собаки, поэтому после смерти короля его спальня требовала реставрации из-за нанесенных ими повреждений.
Оранжереи
Наверное, самым известным видом комплекса Сан-Суси является вид на виноградные террасы: череду из шести террас с оранжереями, обрамляющими парадную лестницу дворца на фасаде, обращенном к парку. Они не только говорят об огромной важности, которую правитель, как и многие другие в его эпоху, придавал выращиванию растений и экзотических цветов, но и своим строгим упорядоченным расположением дарят комплексу неповторимый и запоминающийся вид: дворец оказывается на вершине этой шикарной зеленой лестницы.
Немецкая династическая традиция
Сан-Суси — это сооружение XVIII в., воздвигнутое по приказу Фридриха Великого, но почти каждое поколение Гогенцоллернов оставило здесь свой след, поэтому при внимательном рассмотрении комплекс скорее относится к XIX в., а не XVIII в.
- Schloss, дворец, построенный в элегантных формах рококо, небольшой по размерам (всего 12 комнат), но очень изысканный. Многочисленные художники, работавшие здесь под руководством Кнобельсдорфа, сделали из него светлую и просторную архитектурную драгоценность.
- С одной стороны центрального корпуса дворца Сан-Суси, выходящей в сад, до сих пор можно прочитать надпись «SANS, SOUCI.» («без забот»), однако никто так и не смог объяснить, почему на надписи стоят запятая и точка.
- Самыми интересными залами во дворце являются небольшая галерея с украшениями, спальня и рабочий кабинет короля, а также западное крыло для придворных дам и гостей.
- Портал Обелиска является главным входом в большой королевский комплекс. Здесь есть центральная аллея, которая проходит через весь парк и через два с половиной километра упирается в Новый дворец. Обелиск, находящийся в начале длинной аллеи, украшен фантазийными иероглифами.
- Здание напротив картинной галереи в стиле рококо было создано в 1755 г. на месте старой оранжереи.
- Изначально некоторые залы дворца были оранжереями, а позже они были перестроены под комнаты для гостей.
- Новый дворец был возведен между 1763 и 1769 гг. в западной части парка как представительское здание для гостей высокого ранга. В нем находится более 200 комнат, обширные залы и театр в южном крыле. Заслуживает внимания Пещерный зал, украшенный ракушками и кварцевыми камнями. Впоследствии Новый дворец стал резиденцией немецкого императора Вильгельма II (1859-1941).
- Напротив Нового дворца возвышаются стены Античного храма, в котором должны были храниться особо ценные произведения искусства.
- Китайский дворец, работа Готфрида Бюринга, был открыт в 1764 г. Украшенный фигурами любопытных персонажей высотой в человеческий рост, сейчас этот дворец является музеем с богатой коллекцией китайского и европейского фарфора.
- Неоклассический дворец Шарлоттенхоф на юго-западе парка — это подарок, который Фридрих Вильгельм III сделал своему сыну и его супруге Елизавете Людовике Баварской.
- Римские бани схожи с капитолийскими сооружениями и включают несколько помещений, в том числе чайный домик. Они были построены между 1829 и 1840 гг. и свидетельствуют о любви Фридриха Вильгельма IV к Италии.
- Оранжерея является одной из крупнейших архитектурных конструкций комплекса. В ней заметны следы позднего итальянского Возрождения. Оранжерея была построена между 1851 и 1864 гг. для сестры Фридриха Вильгельма IV и вдовы российского императора Николая I — Александры Федоровны. В центральном зале в настоящее время собрано 50 копий работ Рафаэля, выполненных немецкими художниками XVIII в.: доказательство увлеченности прусских правителей того времени итальянским ренессансом.
Архитектор и его король
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф был не только любимым архитектором Фридриха Великого, который оплатил ему путешествие в Италию и обучение там, а также по его возвращении сделал серьезные заказы. Венцеслаус был близким другом короля, однако едва ли он хорошо знал предпочтения монарха.
Получив задание спроектировать дворец Сан-Суси, архитектор хотел, чтобы резиденция Фридриха была роскошной и пышной, достойной титула короля. Но монарх желал противоположного: небольшое жилище, где можно было бы забыть о тревогах государства, окруженного врагами, говорить о философии и наслаждаться музыкой.
Поэтому король сам нарисовал эскиз резиденции и парка: главное здание должно было располагаться в одной плоскости, с десятком комнат внутри, а поблизости — холм с виноградниками. Зарисовки правителя и сейчас можно увидеть в небольшой библиотеке дворца. Фридрих отказался снабжать здание подвалами, оно получилось достаточно низкое, и поэтому очень влажное и про- морзглое.
Новый дворец
После завершения Семилетней войны (1756-1763), которая утвердила военное преимущество Пруссии во всей Европе, Фридрих пожелал увековечить прусскую мощь также в представительских зданиях. С этой целью в западной части парка Сан-Суси была построена грандиозная резиденция для приема гостей — Новый дворец: для себя он оставил лишь небольшое помещение в южном крыле, названное Friedrichswohnung (комната Фридриха).
Проект, который начинал архитектор Иоганн Готфрид Бюринг, был завершен Карлом фон Гонтар- дом. По сравнению с выверенной аристократичностью дворца Schloss Новый дворец, несмотря на элегантность барочных форм, немного напоминает жилище разбогатевшего купца. Без сомнения, образцом для подражания при строительстве дворца являлся Версаль: это большой архитектурный комплекс длиной около 220 метров с 200 комнатами и 428 скульптурами из песчаника, в центре находится большой купол высотой 55 метров, увенчанный тремя грациями, которые держат королевскую корону. Любопытно, что правителю, очень любившему дворец Schloss, пришелся по вкусу и его стилистический антипод — Новый дворец.
По немецкой традиции украшать дворцы копиями работ известных художников в комплексе Сан-Суси представлено большое количество репродукций итальянских полотен эпохи Возрождения, особенно в Новом дворце. Среди них можно отметить гротески в Обеденном зале, напоминающие произведения Рафаэля в Лоджиях в Ватикане, и «Преображение» в спальне принцев, также репродукцию картины Рафаэля.
В отдаленном уголке парка находится дворец Шарлоттенхоф, спроектированный в 1826 г. самым известным архитектором эпохи Карлом Фридрихом Шинкелем для наследных принцев Пруссии. В соответствии с бывшими в то время в моде неокласси-
Мельница Сан-Суси
Наверное, нет ни одной немецкой книги по истории, в который бы не упоминался спор мельника Гревеница с королем Фридрихом II. Устав от шума ветряной мельницы, находящейся возле дворца, король задумал снести ее. Но упрямый крестьянин противился такому решению, и, когда ему сказали, что перед ним король собственной персоной, ответил фразой, ставшей впоследствии пословицей: «Так в Берлине есть судьи!». Мельник обратился в суд и выиграл дело. Фридрих с уважением отнесся к такому исходу, поскольку был рад верховенству закона и правосудия в своей стране.
Согласно другим источникам история развивалась иначе, более прозаично: мельник сам пожаловался суду на монарха из-за того, что растения в королевских садах не позволяли в полной мере использовать ветер — энергию, необходимую для работы мельницы. Но так как королю очень нравился вид, открывавшися из окон дворца на запад, он заплатил мельнику внушительную сумму за эти неудобства.
В 1784 г. принц Август Фердинанд Прусский, младший брат короля Фридриха II Великого, приобрел поместье Бельвю и соорудил здесь дворец, в котором проводил с семьей летние месяцы. После его смерти в 1813 г. эту привычку перенял младший сын принца Август.
Ранее земельный участок, примыкавший к имению, использовался обществом гугенотов, бежавших из Франции, которые безуспешно пытались развить на нем шелководство.
Потом известный архитектор Венцеслаус фон Кнобельсдорф построил здесь загородную виллу. От принца Августа Фердинанда и его сына дворец Бельвю в 1843 г. перешел в королевскую собственность и стал временным жилищем знатных семей, например, семьи герцога Вильгельма Николаса Мекленбург-Шверинского и других прусских официальных лиц. Здесь часто останавливался и император Вильгельм II с женой и детьми.