Анжерский замок, возведенный в XIII в., представляет собой внушительное военное сооружение, структура которого свидетельствует о том, как велись войны в Позднее Средневековье. В то время замки еще защищались не куртинами, а настильной стрельбой лучников в башнях, поэтому короткие отрезки куртины здесь замыкаются величественными цилиндрическими башнями, которые и служили центром обороны.
Первая и вторая династии
В согласии с волей отца Людовик IX в 1246 г. передал Анжуйское графство, включая столицу Анже, своему брату Карлу. Так была основана вторая династия графов Анжуйских, которая в 1360 г. получила титул герцогов. Ее представители позже завладели короной Сицилии, а также Неаполя, Польши, Венгрии и Иерусалима, что было лишь номинальным (Палестина была занята мусульманами), но престижным званием. В 1481 г. Анже, согласно завещанию, вернулся к французской короне, а именно к королю Людовику XI. С этого момента титул герцога Анжуйского был прерогативой самого молодого принца королевской династии.
Королевский дворец на реке
Мощная укрепленная стена, возведенная на берегу реки Мен, заключала Королевские апартаменты, обустроенные в 1402 г. Людовиком II Анжуйским и его супругой Иоландой Арагонской, а также капеллу и небольшой въездной замок (фр. Chatelet), который в середине XV в. принадлежал герцогу Рене Доброму. По приказу последнего во внутреннем дворе был разбит сад. В результате получился пятиугольный «Анжерский апокалипсис»
В 1375 г. Людовик I Анжуйский заказал семь крупных гобеленов, изображающих главные эпизоды из Апокалипсиса. Эта работа, выполненная самым знаменитым парижским ткачом той эпохи, Николем Батаем, по эскизам художника Эннекена из Брюгге, — один из главных художественных шедевров Средневековья. Дошедшая до наших дней часть (70 из более чем 90 оригинальных сцен, огромный гобелен 107 метров в длину и 5,5 метров в высоту) представляет собой самый большой и значительный цикл подобного рода во всем мире. Гобелены хранятся в специальном здании, построенном внутри замка.
Срезанные верхушки башен
Самая интересная особенность замка — мощные башни, увенчивающиеся плоскими крышами. Они появились не в результате задуманного архитектурного решения, а приказа об уничтожении комплекса, который не был доведен до конца. Этот эпизод произошел в 1584 г., когда умер последний прямой наследник короля Генриха II. Такое положение вещей было весьма опасным, поскольку новый наследник трона, Генрих III, у которого не
Широкий крепостной ров, который пересекают два было детей, уже принадлежал к другой династии и принял титул короля Наварры. Он был гугенотом, следовательно, протестантом, что никак не могла одобрить королевская аристократия, объединившаяся в так называемую Католическую лигу. Под давлением двора Генрих III был вынужден в 1585 г. вступить в бой против гугенотских войск. Поскольку существовал риск, что противник забаррикадируется в замках на их территории (в том числе и в Анжерском замке с его неприступными стенами), монарх издал приказ, согласно которому все крепости должны быть стерты с лица земли. Однако три года спустя Генрих III перешел на другую сторону и объединился с гугенотами против Католической лиги. Работы по сносу Анжерской крепости были приостановлены: к этому времени разобрали только верхние десять метров башен, и до сегодняшнего дня замок сохранился в таком виде. Б результате башни оказались почти уравнены с куртиной, что производит поразительное впечатление на посетителей, но, очевидно, идет вразрез с изначальным традиционным планом, согласно которому башни должны были быть существенно выше куртин.
Последующие столетия обозначили упадок замка, который со времен Людовика XIV стал государственной тюрьмой и сохранял эту функцию до XIX в. Лишь в 1875 г. он был объявлен национальным памятником. В 1945 г. начались работы по его реставрации.
Королевская цитадель
Анжерский замок имеет необычную структуру: он состоит из мощной укрепленной куртины, выстроенной по пятиугольному плану, и большой внутренней площади, на которой возвышается множество отдельных административных зданий XV в. Это скорее не замок, а небольшая королевская цитадель на границе города.
• Внутри замка достойна внимания капелла Святой Женевьевы, небольшое однонефное строение в готическом стиле, украшенное витражами XV в. и фресками XVI в., к сожалению, сильно повредившимися со временем.
• Во внутреннем дворе разбит изысканный партерный сад, созданный в современную эпоху, но по образцу своего старинного предшественника.
• Главная гордость замка — богатейшая коллекция гобеленов. Помимо цикла «Апокалипсис», множество гобеленов других эпох можно увидеть в каждом здании комплекса, так что здесь представлена настоящая антология французского шпалерного искусства. Особого внимания достойны гобелены в Гувернерской комнате, обустроенной в XV в.
• С северной башни замка, в которой в Средневековье располагалась мельница, можно насладиться великолепной панорамой города и его архитектурных памятников. Некоторые из них представляют огромный интерес, как собор Святого Маврикия, который, по легенде, был освящен в IV в. Святым Мартином, хотя современное здание с готическим порталом и ценными витражами восходит к XII—XIII вв.