Гвадамур можно считать образцом позднесредневековых испанских замков, в котором смешиваются все культурные влияния и все очарование Пиренейского региона. Прямоугольный план, большие круглые башни, выдвинутые укрепления по всему периметру и стены, увенчивающиеся центральным донжоном делают его похожим на традиционные крепости в Западной Европе XIV в.
Но форма зубцов, изобилие бойниц и караульных помещений, декоративное использование концентрических стен — все это отражает влияние арабской традиции, даже если учитывать, что некоторые из этих элементов стали плодом последующих реставраций, которые зачастую не оказывали должного уважения памятнику.
Роскошная резиденция
Возведение замка начал в 1444 г. Педро Лопес де Айала, который спустя 26 лет получил от короля Кастилии Энрике IV титул графа де Фуэнсалида. Получив этот титул, Педро Лопес сделал Гвадамур мощной крепостью, возвел Почетную башню (исп. Torre del Homenaje) и превратил центральный дворец в роскошную графскую резиденцию, которая использовалась семейством де Фуэнсалида как место отдыха и охотничье угодье. В этом замке, где, согласно легендам, провели счастливые дни родители Карла V, обосновался сам император, подавленный смертью супруги Изабеллы Португальской (в 1539 г.). Он стал глубоким пессимистом в отношении судьбы Европы и своей семьи, не говоря уже о собственной жизни. Говорят, что именно в это время он начал задумываться о том, чтобы принять тяжелое решение отречься от престола, что произошло почти 20 лет спустя.
Расцвет и упадок
В XVI в. Гвадамур был одной из самых роскошных королевских резиденций в Испании. Кроме Филиппа I Красивого, Хуаны и их сына, императора Карла V, здесь останавливался также Франсиско Хименес де Сиснерос (1436-1517), великий инквизитор
Хуана I Безумная
Некоторые историки считают необоснованным прозвище «Безумная», закрепившееся за Хуаной Кастильской и Арагонской (внизу). Будучи дочерью Католических королей (как называют супругов Фердинанда II Арагонского и Изабеллу I Кастильскую), в 1496 г. она вышла замуж за герцога Бургундии Филиппа I Красивого, сына императора Максимилиана I Габсбурга и наследной принцессы Марии Бургундской.
В 1504 г., после смерти матери, Хуана взошла на престол Кастилии, но внезапная и преждевременная смерть Филиппа оставила ее в отчаянии. Регентство (от лица дочери) было доверено ее отцу, Фердинанду, официально по причине «неспособности к управлению из-за сильной депрессии». Когда Фердинанд умер, наследство было оставлено сыну Хуаны и Филиппа — Карлу: Бургундия, Нидерланды, Испания и ее владения в Италии, американские колонии, а также, с 1519 г., Австрия и титул императора. Однако испанцы видели в нем «иностранного монарха» и во время Восстания комунерос (исп. Comuneros) требовали вернуть испанскую корону Хуане, однако та отказалась.
Карл V впоследствии все же отрекся от престола: в Испании и Нидерландах — в пользу своего сына Филиппа II, в Австрии и как император Священной Римской империи — в пользу брата Фердинанда I.
и в 1516 г. временный регент Карла V, который на тот момент не достиг совершеннолетия. В последующие столетия строение хоть и лишилось своей славы и блеска в качестве дворца-резиденции, но сохранило военные функции, так что в XVII в. король Филипп IV несколько раз просил графа предоставить в распоряжение короны огромный военный склад семейства. Кроме того, важное стратегическое положение сделало крепость привлекательной во время наполеоновских войн и внутренней борьбы за наследование трона в XIX в. Военные кампании принесли серьезный ущерб комплексу. В 1887 г. он был отреставрирован по желанию Карлоса Моренеса-и-Торда, графа Асальто.
После разрушений, причиненных Гражданской войной 1936 г., во франкистский период была осуществлена окончательная реставрация комплекса. Хотя она и не в полной мере уделила внимание изначальным формам, эти работы вернули нам образец типичного испанского замка XV в. Были восстановлены мощные оборонительные сооружения: глубокий ров, защищающий здание, и двойная крепостная стена с зубцами и бойницами, которые позволяли повысить обороноспособность комплекса.
Сам замок, защищенный наружным рвом, укреплен круглыми башнями и треугольными бастионами, тогда как входные врата обороняют многочисленные амбразуры и бойницы для лучников. Во время реставрационных работ строители постарались восстановить, насколько это было возможно, изначальный вид донжона и внутренних залов, даже ценой «предательства» исторической реальности. Внутри замка хранятся драгоценные коллекции оружия, доспехов, золотых изделий, гобеленов и росписей на дереве и на ткани.