Палаццо Веккьо на протяжении долгих веков был символом флорентийской коммуны — одной из главных сил средневековой Европы. Он был городским дворцом великих герцогов Тосканы, а сейте служит ратушей. Палаццо Веккьо заключает в себе историю города и всей Италии: это средоточие художественных и политических свидетельств.
Дворец синьории
Здание было построено в период с 1299 по 1314 гг. по проекту известного архитектора Арнольдо ди Камбьо как резиденция Приоров, шести глав торгово-ремесленных корпораций, которые управляли Флорентийской республикой вместе с гонфалоньерами правосудия, судьями, защищавшими права народа.
Они занимали данную должность только два месяца, в течение которых должны были находиться во дворце круглосуточно под наблюдением вооруженных солдат, чтобы никто не мог повлиять на их решения, дать взятку, угрожать или использовать какие-либо насильственные действия. Через некоторое время городское правительство, а также дворец получили название «синьория». Схема здания является типичной для общественных сооружений центральной Италии: это блочная конструкция со стройной прямоугольной башней наверху (высотой 94 метра); в данном случае любопытным является смещенное от центра положение башни прямо на зубцах дворца. Возможно, ее верхняя часть была достроена на ранее существовавшей башне сооружения, принадлежавшего семье Уберти, покинувшей город в 1266 г. Нельзя не оценить гармонию комплекса: она является неоспоримой и уникальной.
«Административный» замок
В те времена замки знатных персон находились за городом. Позднее синьоры начали строить их прямо у городских стен. У каждой коммуны был еще и административный дворец, или замок с государственными учреждениями. Флорентийский Палаццо Веккьо воспринимался именно как замок: с зубчатой крышей, башней для защиты города и контроля над ним, просторными залами на первом этаже для встречи важных гостей, заседаний органов власти и коллекций произведений искусства, которые придавали значимость коммуне. Административные дворцы северной Италии обычно имели открытый первый этаж, чтобы граждане могли собраться здесь при плохой погоде. А в центральной Италии предпочитали закрытые дворцы.
В 1495 г. проповедник Джироламо Савонарола превратил Флорентийскую республику, которой уже десятилетиями управляли Медичи, в государство интегрализма с глубокими религиозными и моральными принципами, хотя формально структурных изменений не было проведено. Для новоизбранного парламента он поручил архитектору Антонио да Сангалло построить огромный зал
Пятисот. Однако политическая деятельность Савонаролы оказалась недолгосрочной: спустя три гола, в 1498 г., он был повешен, а тело его сожжено на площади перед Палаццо Веккьо. В последующие годы должность секретаря Флорентийской республики занимал человек, заслуживший бессмертную славу, — Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был автором спорного произведения «Государь», которое ошибочно считается явным восхвалением политики: в действительности этот трактат — констатация факта моральной автономии политики, а также свидетельство веры в основополагающие ценности государства.
От Герцогского дворца к Палаццо Веккьо
В начале XVI в. император Карл V положил конец истории независимой республики, каковой была Флоренция. В 1531 г. Медичи вернулись, но с новым титулом великих герцогов, полученным от императора. С этого момента дворец Приоров сменил название на Герцогский, а в зале Пятисот на возвышенной трибуне появился трон герцога Козимо I. Когда в 1565 г. Медичи перенесли свою резиденцию во дворец Питти, здание приобрело окончательное название палаццо Веккьо (пер. «старый дворец»),
С 1865 по 1871 гг. здесь проходили заседания итальянского парламента, а затем дворец был отдан Флоренции и стал городской ратушей, каковой и является до сих пор.
Концентрация гармонии и красоты
Палаццо Веккьо находится на площади Синьории, где под открытым небом и в Лоджии Ланци расположены наиболее выдающиеся скульптурные шедевры эпохи Возрождения: от «Давида» Микеланджело до «Персея» Челлини, от «Похищения сабинянок» Джамболоньи до «Мардзокко» (лев с гербом, на котором изображена лилия, являющаяся одним из символов Флоренции) Донателло. Несмотря на то, что некоторые статуи являются копиями, весь комплекс в совокупности свидетельствует о любви к искусству и гармоничным формам, присущим флорентийской культуре.
• В 1574 г. внутренний двор был полностью редекорирован для свадьбы Франческо Медичи и Иоанны Австрийской.
• Зал Пятисот был построен в 1495 г. для нового республиканского парламента и переделан при Гозимо I. Фрески и главная лестница дворца были созданы Джорджо Вазари (1511-1574).
• Кабинет Франческо I, без окон, изначально был задуман как лаборатория для химических экспериментов.
• На втором этаже особое впечатление производит зал Лилий с кессонным потолком XV в., украшенным золотыми лилиями на голубом фоне.
• В комнатах Элеоноры Толедской, первой жены Гозимо I, находятся работы Гирландайо, Брондзино, Франческо Сальвиати и других художников.
• Мемориальный знак, вмурованный в брусчатку площади Синьории, отмечает точное место, где был сожжен Джироламо Савонарола.
Крепости всегда являлись военным инструментом с ясным политическим значением. Это можно сказать и о крепости, воздвигнутой Медичи в конце XVI в. над садами Боболи: крепость защищает дворец Питти — загородную резиденцию династии.