Рубин в оправе сине-зеленых холмов Тосканы — такова Флоренция, где взяло свое начало Возрождение классических традиций в архитектуре (Ренессанс). Собор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города.
Резное мраморное здание собора венчает огромный купол ржаво-красного цвета В Италии своими размерами Флорентийский собор уступает лишь собору Св. Петра в Риме.
Вид собора прекрасен со всех сторон. Многочисленные изящные аркады отдельно стоящей колокольни высотой 99 м устремляются к четырехскатной кровле, перекрытой ребристым куполом. Восьмигранный барабан у основания с восточной стороны окружают три капеллы.
Купольные завершения капелл выложены кирпично-красной черепицей. Капеллы водружены на своеобразные основания, благодаря чему создается впечатление, что купол поставлен на огромный ступенчатый пьедестал, богато декорированный аркатурами и черно-белой решеткой инкрустации.
Пол и колонны
Мощные полосатые колонны протянулись на всю длину центрального нефа и соперничают по красоте с инкрустированным полом, покрывающим всю площадь восьми нефов базилики.
Инкрустированный пол в соборе является гордостью Сиены. Помимо разнообразного геометрического орнамента на нем представлены более 50 сцен из Библии и классической литературы. Наибольшее впечатление производят «Смерть Авессалома» и «Избиение младенцев». Инкрустированный пол был завершен в 1547 г.
Колонны высотой 18 м несут мощные романские арки и своды потолка, где на синем фоне светятся серебряные звезды. Витражи в огромной розе окна в восточной и западной частях здания отбрасывают яркие блики на красочный пол.
Избыточность, пышность декора интерьера собора, несбалансированность орнаментальных узоров, дисгармоничность красок производят подавляющее впечатление.
Николо Пизано (1220—1278) был одним из самых выдающихся итальянских скульпторов в Средние века. Именно Николо Пизано вернул к жизни древнеримские формы архитектуры. Монументальная восьмиугольная кафедра в соборе города Сиены, над которой он трудился вместе со своим сыном Джованни (1250-1320), представляет один из наиболее известных шедевров этого мастера.
Джованни привнес элемент французской готической пластики в свои скульптуры, особенно ощутимый в кафедрах Пизанского собора и церкви Сайт Андреа в Пистойе. Подобный стиль отличает великолепный фасад Сиенского собора, спроектированного Джованни.
Во врелш закладки собора (около 1226) старинный тосканский город Сиена находился на вершине своей мощи и славы. В городе был открыт университет (1240)и построено несколько дворцов. Широко известно Палаццо Пубблико (1297—1310). Дозорная башня Палаццо, называемая Ла Манджа, считается самой высокой в Италии (101 м).