Небольшую демократическую республику Лукка со всех сторон окружали более сильные государства, претендовавшие на ее территорию. Среди них было и Великое герцогство Тосканское. Лукка была вынуждена укрепить границы мощными стенами и бастионами: такой барьер было непросто преодолеть.

Неизменившиеся крепости

Как писал немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780-1831), «война — это экономическая операция, в которой битва — это оплата наличными». Если вести ее рационально, что, к сожалению, нечасто происходит, то она будет основана на чистом расчете затрат и выгод: если цена, которую нужно заплатить за военную кампанию превышает выгоду, которую можно действительно получить, то лучше отказаться от таких действий. На этом основании возникла большая часть укрепленных сооружений, в частности, стены Лукки. Небольшая и процветающая аристократическая республика не могла рассчитывать на победу над врагами на поле боя из-за неравенства сил. Поэтому было решено сосредоточить усилия на строительстве мощной и неприступной крепостной стены вокруг города: такое препятствие остановило бы почти любую атаку или осаду и сделало бы подобные попытки врагов неэффективными с экономической точки зрения, ведь потребовалось бы много человеческих ресурсов и финансовых затрат.

Эволюция оружия и защиты

В 1518 г. было основано Управление крепостей, задача которого сводилась к разработке концепции и контролю над городом и всей республикой. Изначально не было четкой стратегии, но вскоре появились некоторые решения: например, включить в площадь, окруженную стеной, еще не заселенные земли, на которых можно было бы что-то выращивать в случае осады. Кроме того, это помогло бы избежать разрушения многих конструкций в случае атаки неприятеля.

Лукка является одним из немногих итальянских городов, который сохранил почти нетронутым наследие оборонительной архитектуры. Неприступный круг стен, в свою очередь, защитил город от многих неудобств современной урбанизации. Жизнь города, который стал известной туристической достопримечательностью, проходит внутри городских стен.

• Городская стена с бастионами обладала значительной военной эффективностью, обусловленной постоянной бдительностью и способностью «видеть в широких масштабах». Бастионы были защищены от настильного огня земляными насыпями, широким рвом и хорошо проветриваемыми казематами. Последние способствовали быстрому выветриванию дыма, а также возможности долго сдерживать огонь.

• Внешняя часть круга с бастионами, а особенно люнеты между ними, со временем разрушились, что почти всегда происходит с подобными конструкциями. Остальная часть системы хорошо сохранилась до сих пор.

• В исторический центр можно попасть через ворота в стене, которых сначала было только трое: ворота Святого Петра, ворота Святой Марии и старинные ворота Святого Доната. Сейчас ворот шесть, двое из которых были открыты в первой половине XX в. Весь город можно обойти пешком.

• В эпоху романтизма бастионы и куртины, уже почти бесполезные с военной точки зрения, были трансформированы в аллею. Таким образом части стены, которые очень долго пустовали, были озеленены, что придало комплексу особый, почти сказочный вид.

Всю стену можно обойти пешком или объехать на велосипеде по дорожкам прямо на ней — это будет незабываемая прогулка.

Над крепостью Лукки, которая является одной из наиболее примечательных конструкций в Италии в своем роде, в разное время работали все или почти все самые известные военные архитекторы XVI в. Среди них Бальдассаре Ланчи, Якопо Сегецци, Винченцо Чиви- тали, Пьетро Виньярелли и Маттео и Муцио Одди. По мере того, как шли работы, устанавливалась все более и более тесная связь с архитекторами школы области Марке, которая началась с известного архитектора Франческо Пачотто да Урбино, поэтому можно говорить о применении в Лукке опыта, накопленного на берегах Адриатики.

Разнообразие работавших над комплексом архитекторов и долгий период времени — примерно век, понадобившийся на завершение работ, привели ко множеству вариантов форм, конструкторских деталей (в частности, бастионов) и тактических концепций. Однако структура получилась однородной в большой степени благодаря местным строителям, которым удалось найти баланс между личными видениями разных архитекторов. Можно сказать, что в XVI и XVII вв. Лукка была настоящей «военной школой» для архитекторов центральной Италии.

Другие идеи, как, например, защита верхушек куртин большими цилиндрическими башнями, были пересмотрены, поскольку к тому времени уже устарели. Боевые ходы тоже были заменены традиционными бастионами в форме сердца, которые были построены на тупых углах.

Строительство стены продолжалось до 30-х гг. XVII в. с постоянными обновлениями и дополнениями: комплекс рос в соответствии с военными потребностями, постоянно укрепляя свою мощь для сдерживания врага. В итоге общая протяженность стены составила более четырех километров, она состояла из двенадцати куртин с одиннадцатью бастионами.