Бельведер — это «современная», как тогда говорили, крепость с бастионами. Глядя на ее положение по отношению к городу, можно заметить, что она повторяет традицию замков синьоров XIV-XV вв. Крепость была стратегическим пунктом, откуда видны городские стены. Официально она была построена в качестве была построена на равнине на противоположной стороне города и стала вторым опорным пунктом, господствующим над районом Ольтрарно на левом берегу реки Арно.
Таким образом, Флоренция оказалась «зажата» укрепленными сооружениями и была в состоянии держать все и всех под строгим контролем.
Защита города и контроль над ним Династия Медичи не хотела довольствоваться слепым повторением традиционных примеров защиты города. Она создала свою совершенную версию, добавив к мощной крепости да Бассо еще одну, с бастионами; вторая крепость — форт Бельведер — основной защиты города от возможных вражеских атак, но в действительности была «жандармом» по отношению к городскому населению. Медичи, возможно, не были единственными итальянскими синьорами, которые использовали такую модель (и даже неоднократно в своей истории), но без сомнения являлись одними из первых и самых активных. Более того, они добавили к этой схеме ряд усовершенствований, которые сделали Флоренцию уникальным и показательным примером.
Кардинал, ставший герцогом
Имя Фердинанда вошло в историю семьи Медичи благодаря браку Козимо I с испанкой Элеонорой Толедской. Он был вторым ребенком пары и по традициям великих династий того времени ему с ранних лет была предначертана церковная карьера: вскоре Фердинанд стал кардиналом. Однако в возрасте тридцати восьми лет он был вынужден оставить должность, о чем не сожалел, ведь он был коронован великим герцогом Тосканы. Его старший брат, Франческо, умер, не оставив наследников мужского пола. В отличие от предшественника, чья внешняя политика (а часто и внутренняя) придерживалась линии Испании, Фердинанд налаживал связи и с Францией тоже, пытаясь выстроить таким образом определенную автономию. К этому времени и относится строительство форта Бельведер, который считался «сейфом» семьи и защитой новой резиденции —дворца Питти.
Существовало строгое распределение ролей между крепостью да Бассо типичного военного характера и фортом Бельведер. Последний был частью большого жилого комплекса, который включал дворец Питти и сады Боболи, и выполнял роль «сторожевой собаки». Форт Бельведер был защитой и убежищем для синьоров и их двора. Однако самым интересным и самым функционально инновационным являлся весь комплекс в своей совокупности.
Форт Бельведер может гордиться практически уникальным элементом, который представляет, возможно, основной интерес. Это военная оборонительная конструкция почти на уровне земли с пушками, спрятанными в отверстиях бастионного сооружения, которая «замаскирована» элегантным небольшим дворцом — легкой и изысканной виллой, возвышающейся над комплексом.
Известный исследователь флорентийской архитектуры Нелло Бемпорад считает, что этот дворец был построен до форта. А форт был сооружен с помощью масштабных земляных работ вокруг жилых зданий, поэтому и возникает ощущение, что резиденция удивительным образом возвышается над кругом бастионов. Такое решение придает грубой воинственности форта необычный и в какой-то степени нелогичный штрих деликатности и хрупкости, однако хорошо демонстрирует политические мотивы: у конструкции есть «зубы», но они «спрятаны за улыбкой».
Комплекс никогда не участвовал в боевых действиях, поэтому сохранился нетронутым до наших дней и сейчас является идеальным свидетельством особого периода в истории итальянских крепостей. Аккуратная реконструкция, выполненная во второй половине XX в., превратила его в прекрасную сцену для культурных событий.
Вершина архитектурной школы Первый камень форта был заложен 28 октября 1590 г., а завершены работы были около 1595 г.: достаточно быстрые сроки, учитывая объем работ. Однако следует отметить, что за этой конструкцией, выполненной по проекту Бернардо Буонталенти с участием других архитекторов, стоял богатый коллективный опыт, плодом которого и является Бельведере. Его предшественниками можно назвать Ареццо и Портоферрайо, где присутствует такая же форма бастионов, «выдвинутых» наружу. Такие бастионы заменили традиционные (в форме сердца), сохранив с одной стороны возможность вести настильный огонь, а с другой стороны — придав большую сопротивляемость внешним атакам. Бельведер является одним из лучших примеров оборонительных сооружений флорентийской школы, которая в ту эпоху была самой передовой в Европе.
Лишившись военной функции, форт после тщательной реструктуризации стал панорамной площадкой, с которой открывается волшебный вид на город. Кроме того, здесь проходят выставки и другие культурные мероприятия.
• Форт является оригинальной конструкцией в форме звезды, полученной сочетанием двух треугольных бастионов с четырехугольной базой.
• Из портала, расположенного на восточной стороне, можно подняться на уровень бастионов, которые сейчас частично покрыты травой.
• Дворец, расположенный в центре форта, скорее всего был построен между 1560 и 1570 гг., то есть за тридцать лет до самого форта. Традиционно считалось, что архитектором был Бернардо Буонталенти, но сейчас распространена точка зрения, что комплекс спроектировал Бартоломео Амманнати.
• В стенах дворца проделаны отверстия, глядя в которые можно любоваться панорамой: отсюда открывается красивый вид на Флоренцию. Именно поэтому вилла была названа Бельведер (пер. «красивый вид»), а затем это название получил и весь комплекс.
• Насладиться панорамой можно также с двух лоджий с архитравами, которые находятся в центре дворца.
• Раньше в форт можно было попасть через ворота со стороны садов Боболи, которые являются характерным примером итальянского сада. Сейчас этот вход закрыт, но представляет интерес как произведение искусства в стиле маньеризма.