В 1643 г. Карл Эисебиус фон Лихтенштейн начал возведение барочного дворца Фельдсберг, сегодня известного по чешскому названию Вальтице. Резиденция принадлежала роду Лихтенштейнов до 1945 г.
Исторически Фельдсберг был частью не Богемии и Моравии, а Нижней Австрии, южную границу которой он защищал. Фельдсберг был присоединен к Моравии только в 1919 г., после образования Чехословакии.
На месте сегодняшнего дворца возвышался замок, впервые упомянутый в 1192 г. в акте купли-продажи, по которому он перешел от епископа Пассау семье Зеефельд. Два века спустя резиденция стала собственностью семьи Лихтенштейнов, которая владела им до 1945 г.
Как Карл Эйсебиус фон Лихтенштейн (1611-1684), так и его сын, князь Ханс Адам I (1657-1712), страстно увлекались архитектурой, но также были и ужасно требовательными в этой области. Карл Эйсебиус первоначально работал вместе с зодчим Константине Тенкалла, но затем уволил его и заменил Андреасом Эрна, архитектором из Брюнна (нынешнего Брно).
Последний, в свою очередь, пригласил в помощники своего сына Джованни Баттисту, с которым у нового князя Адама I очень быстро появились разногласия. Поэтому в 1690 г. был нанят знаменитый архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723) — один из величайших мастеров австрийской барочной архитектуры. И вновь князь остался неудовлетворенным и пригласил к своему двору итальянца Доменико Мартинелли, представителя римской барочной школы.
Несмотря на постоянную смену архитекторов (с последующими изменениями плана, задержками работ, пересмотром уже сделанного), замковый комплекс выполнен в однородном стиле и типичен для позднего барокко старой Австрии. Заслуга в этом все тех же князей, которые собственноручно руководили стройкой железной рукой и которым удалось сохранить единство плана.
Возможно, они не знали бытующую среди мастеров зодчества старую поговорку «зодчий — это мать архитектуры, а заказчик — ее отец», — но успешно применяли ее на практике.
Роскошное барокко
Хотя и внешние стены дворца богато декорированы, больше всего посетителей поражает великолепие барочного интерьера.
- Среди самых красивых помещений дворца выделяются Зеркальный и Танцевальный залы, а также покои князя Карла с пышным золотым убранством.
- Потолки многочисленных комнат декорированы барочными фресками.
- В капелле можно увидеть впечатляющие росписи Антонио Бедуцци и Доменико Майнарди.
- Из окон дворца на горизонте открывается вид на парковую колоннаду, построенную в 1823 г. и украшенную вазами и статуями.
- Бывший княжеский охотничий домик «Рандеву» (Ren- dez-Vous), известный как храм Дианы, выполнен в форме триумфальной арки. Здесь представлены рельефные изображения сцен охоты, вдохновленные мифами и легендами о богине.
- На пути между Вальтице и Леднице расположен дворец Бельведер.
- Среди парковых деревьев с 1855 г. возвышается выполненная в романско-готическом стиле капелла Св. Губерта, покровителя охотников.
Большое семейство Лихтенштейнов
Старинная аристократическая семья Лихтенштейнов уже в XII в. владела территориями в окрестностях Вены, впоследствии объединенными с их многочисленными землевладениями в Моравии. Со временем род разделился на несколько ветвей. Из боковой штирийской линии происходил куртуазный поэт Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1275). У Хартманна фон Лихтенштейна (1544-1585) было трое сыновей — Карл, Гундакер и Максимилиан, — каждый из которых получил титул имперского князя.
Сын Карла, Карл Эйсебиус, заложил первый камень дворца Фельдсберг, а его сын, Ханс Адам I, приобрел феод Шелленберг и княжество Вадуц, которым дал собственное имя. После смерти Ханса Адама не осталось наследника по прямой линии, и владения отошли племяннику Гундакера, Антону Флориану (1656-1721).
К этому времени он уже был единственным в семье обладателем княжеского титула, а в 1719 г. император признал Шелленберг и Вадуц автономным княжеством Лихтенштейн, напрямую связанным с империей. В 1806 г., когда Священная Римская империя германской нации была ликвидирована Наполеоном, маленькое княжество обеспечило себе полный суверенитет и до сих пор является независимым государством.
Владение в Моравии как «немецкая собственность» было экспроприировано в 1945 г. Чехословакией, хотя она не имела дипломатических отношений с Лихтенштейном. Федеративная Республика Германия извлекла из этого пользу, соответствующе уменьшив выплату военных репараций новому чехословацкому правительству. Сегодня князь Лихтенштейна просит у Германии соразмерной компенсации за отнятую у него собственность.
Отношения князя с итальянским архитектором были менее напряженные, но, к сожалению, Мартинелли скончался в Лукке в 1718 г. В течение правления Антона Флориана и Иосифа Иоаганна Адама фон Лихтенштейнов сменилось множество архитекторов, пока в 1730 г. работы не были, наконец, завершены.
Модификации дворца не окончились с завершением работ. Около 1790 г. был обновлен выходящий на сад фасад и пристроено здание театра. Благоустройство парка продвигалось в несколько этапов: сначала он был расширен до расположенного поблизости дворца Айсгруб (сегодня известного как Леднице), затем в парковый комплекс было добавлено множество декоративных зданий, включая небольшой храм Дианы («Рандеву») в форме триумфальной арки, который построили по заказу Иоаганна I фон Лихтенштейна.