Согласно прочно утвердившейся гипотезе, на том месте, где сейчас возвышается Цвингер (нем. Zwinger — «собачья конура»), когда-то находилась старая средневековая крепость. Она включала в себя, помимо прочего, специальное здание, приспособленное под конуру для дорогостоящих собачьих свор, которые держал курфюрст Саксонии.
В XVII в. собак переместили в другое место, и это пространство стало использоваться для придворных празднеств. Однако название сохранилось старинное — «Цвингер», в напоминание о той крепости, что защищала брод через Эльбу.
Курфюрст Август I Сильный превратил этот комплекс в просторную и изящную резиденцию, которая естественным образом приняла роль «театра власти». Однако также она служила ареной пышных придворных церемоний, сменяющих друг друга, как в калейдоскопе.
Оранжерея Августа
Б 1709 г. Август I Сильный решил использовать здание Цвингера для обустройства Оранжереи, которая была обязательной постройкой для барочного королевского дворца. В этом же году были возведены два угловых холла и аркадные галереи в северо-западном крыле. Работы были поручены уже знаменитому к тому времени архитектору Маттиасу Даниелю Пёппельману (1662-1736), который, как оказалось, прекрасно умел «манипулировать» августейшими заказчиками. Поначалу Пёппельман точно следовал скромной строительной программе, запланированной курфюрстом, а затем постепенно увеличивал степень своего личного вмешательства в проект. Многочисленные изменения и корректировки, осуществляемые архитектором в ходе работ, лишь на первый взгляд казались скромными и необходимыми. Их итогом стала обширная и строго организованная площадь с садом, закрытая рядом зданий, гармоничное единство которых составляет поразительное роскошное украшение в стиле, промежуточном между барокко и рококо. После добавления новых пристроек в середине XIX в. Цвингер приобрел сегодняшний вид: большая квадратная площадь с двумя полукруглыми экседрами, окруженная колоннадами и павильонами со сложными архитектурными формами.
Принцип «где это было и как это было»
В феврале 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, Дрезден подвергся опустошительной бомбардировке авиацией союзников. Небольшой город искусства, хрупкий, как фарфор, был разбит на маленькие кусочки. Многочисленные художественные сокровища были стерты в пыль или сгорели в огневой буре (нем. Feuersturm), питавшейся сотнями пожаров, которые занялись после сброса фосфорных бомб. Десятки тысяч людей — их точное число до сих пор неизвестно — погибли. Более 75 % зданий города было стерто с лица земли.
Единодушным выбором населения Дрездена стала реконструкция города по принципу «где это было и как это было», что определенно не соответствовало современным градостроительным критериям. Однако здесь этот выбор был обусловлен не только архитектурной, но и исторической, мемориальной ценностью города. Цвингер, почти уничтоженный во время бомбардировок, также был тщательно и кропотливо восстановлен. Эта сложная работа заняла почти пятьдесят лет.
Площадка для экспозиций
Внутренний двор дрезденского Цвингера обладает внушительными размерами: 11 б х 204 м. В нем выделяются извилистые барочные линии, статуи Бальтазара Пермозера и фонтаны, в особенности «Купальня нимф» позади Французского павильона (который еще называют Кофейным павильоном). Сегодня Цвингер служит хранилищем ценных музейных коллекций.
• В залах Цвингера хранятся древние китайские керамика и фарфор, а также крупнейшее собрание европейских фарфоровых изделий. Его часть составляют работы Иоганна Фридриха Бёттгера (1682-1719), придворного алхимика, который долгое время считался изобретателем грубой керамики.
• В Павильоне колокольчиков (нем. Glockenspielpavillon) особый интерес представляет большой карильон с 40 колоколами из мейсенского фарфора, размещенный здесь в первых десятилетиях XX в. Вместе с Павильоном на валу (нем. Wallpavillon) он стал символом Цвингера.
• В Физико-математическом салоне (нем. Mathemathisch- Physikalischer Salon) выставлены старинные часы, измерительные приборы и счетная машина Блеза Паскаля.
• Галерея Старых мастеров (нем. Gemaldegalerie Alte Meister), размещенная в Цвингере, — одна из самых больших галерей в мире. Она обладает коллекцией, по ценности не уступающей коллекциям Уффици, Бреры или Дувра. Здесь хранятся шедевры фламандского, испанского, немецкого и итальянского искусства. Последним отведено почетное место, поскольку для их приобретения курфюрсты Саксонии потратили огромное состояние.
• На нижнем этаже здания галереи находится оружейная палата, где выставлены оружие и доспехи, восходящие к Средним векам.
• Дрезденский зоологический музей знаменит своей обширной коллекцией жуков и скелетов уже исчезнувших животных.
• Вокруг Цвингера, в радиусе нескольких десятков метров, расположены главные здания города: замок (нем. Schloss), кафедральный собор Хофкирхе (нем. Hofkirche), Караульная Старого города (нем. Altstadter Wache, военный гарнизон двора), оперный театр Земпера (нем. Staatoper-Semper-Oper), необычная Итальянская деревня (нем. Italienisches Dorfchen) и знаменитое настенное плиточное панно «Шествие князей» (нем. Fiirstzug).
• Замок, возведенный в XIII в. как гарнизон правителей города Веттинов, в начале XVI в. был превращен в резиденцию в ренессансном стиле. Со временем он был расширен и, наконец, стал необыкновенным хранилищем художественных шедевров.
• Собор Хофкирхе появился после того, как курфюрсты Саксонии, веками придерживавшиеся протестантской религии, должны были принять католичество, чтобы получить корону Польши. Для строительства собора было решено обратиться к римскому архитектору Гаэтано Кьявери. Создатель здания, выполненного в типичных барочных формах, вдохновлялся придворной церковью в Версале.
• Караульная Старого города, предназначенная для дворцовой стражи князя, была построена между 1830 и 1832 гг. великим немецким архитектором неоклассического направления Фридрихом Шинкелем. Это здание часто называют, по имени его создателя, Караульной Шинкеля (нем. Schinkelwache).
• Оперный театр Земпера, возведенный Готфридом Земпером, был уничтожен пожаром в 1869 г. Реконструкция была доверена сыну архитектора Манфреду Зем- перу. Это здание, создатели которого вдохновлялись формами итальянского ренессанса, — одно из самых красивых в городе.
• Итальянская деревня представляет собой интересное развлекательное место начала XX в. Когда-то здесь находились бараки строителей Хофкирхе.
• «Шествие князей» — это настенное панно длиной более ста метров, целиком выполненное из мейсенского фарфора. На этой мозаике изображена длинная процессия правителей из дома Веттинов и знаменитые исторические личности.
Ренессансная концепция
С функциональной точки зрения Цвингер не представляет особой ценности. Это не королевская резиденция, не замок, не жилище или что-либо определенное. Оранжерея для редких растений также занимает лишь малое пространство относительно общих колоссальных размеров. В действительности его функция — в достойном подчеркивании статуса заказчиков, в восхвалении их величия, вкуса, щедрости, то есть, в общем, всех качеств правителя. Это, возможно, наиболее последовательное и законченное воплощение итальянской ренессансной концепции, согласно которой власть легитимизирует себя через созданные ею художественные произведения. Они служат главным «медиумом», через который монархи транслируют подданным величину своего положения. В общем и целом, Цвингер можно считать замком, олицетворяющим волю своих правителей.
Новое здание еще до того, как оно было завершено, стало местом проведения придворных церемоний. Там, где сейчас расположена картинная галерея, когда-то была почетная трибуна. Здесь в торжественной обстановке собирался саксонский двор, чтобы достойно отпраздновать любое незаурядное событие — от свадьбы в сентябре 1719 г. наследного принца Фердинанда Августа, сына Августа Сильного, и Марии Йозефы Австрийской, дочери императора, до приезда послов и монархов с визитом к саксонским правителям. Бракосочетание Фердинанда и Марии стало самой роскошной церемонией, которую только видел двор, а его празднование продолжалось четыре недели.
Прославление титула
Хотя все саксонские правители обладали страстью к искусству, Август I Сильный развернул меценатскую деятельность максимально широко. К этому его склоняли многие причины, но прежде всего тот статус, которого он достиг в германских кругах. В 1697 г. он взошел на престол Польши под именем Августа II, первым среди немецких правителей возвысившись до титула монарха (лишь через несколько лет курфюрст Бранденбурга получит от императора титул короля Пруссии). Более того, после смерти императора Иосифа I, не оставившего наследников, Август в течение шести месяцев исполнял обязанности временного главы Священной Римской империи. Эти достижения объясняют ту напыщенность, что обнаруживается, например, в статуе в Павильоне на валу (нем. Wallpavillon) в северном крыле комплекса. Здесь Август представлен в образе саксонского Геракла, который держит на плечах земной шар. Мания величия также заметна и в «Шествии князей», изображающем длинную процессию князей из дома Веттинов. Панно выполнено на внешней стене здания, которая соединяет городской замок с придворными конюшнями.
Исторические события
• 1709 г.: Август I Сильный поручает архитектору Маттиасу Даниелю Пёппельману возведение Оранжереи, которая позднее была декорирована скульптором Бальтазаром Пермозером.
• 1709-1712 гг.: строительство аркадной галереи в северо-западном крыле.
• 1712-1716 гг.: обустройство Физико-математического салона и Французского (Кофейного) павильона с так называемой «Купальней нимф».
• 1714-1718 гг.: открытие Коронных врат.
• 1716-1718 гг.: пристройка Павильона на валу.
•1719 г.: возведение Павильона фарфора, Немецкого павильона и Павильона колокольчиков.
• 1722-1728 гг.: окончательное обустройство Павильона колокольчиков с аркадной галереей.
• 1847-1855 гг.: возведение художественной галереи по проекту Готфрида Земпера.
• 1945 г.: уничтожение Цвингера во время бомбардировки Дрездена.
• 1963 г.: завершение реставрации.
Флоренция на Эльбе
Живописный Цвингер был не единственным произведением искусства в саксонском городе. Правление Августа I было периодом бурного расцвета культуры, которое обусловило рождение «Флоренции на Эльбе», как стали называть Дрезден благодаря наполнившим его художественным шедеврам. Столица маленького княжества стала сосредоточением архитектуры, картин, скульптур и фарфоровых изделий (знаменитый саксонский фарфор, который зачастую пытались имитировать). При этом каждый представитель правящей династии чувствовал себя должным обогатить эту коллекцию, не заботясь о финансовых тратах. В результате Дрезден превратился в культурную столицу Германии, и Цвингер был самой заметной и впечатляющей жемчужиной среди этого невероятного богатства.