Строительство дворца и сада с забавной игрой воды в фонтанах было поручено итальянскому архитектору Сантино Солари, который осуществил его между 1612 и 1615 гг. Парк и в особенности водные фантазии Хелльбрунна быстро завоевали международную известность, которой способствовали и благоприятные природные условия.
На горе Хелльбрунн протекают многочисленные источники, пересекающие парк и превращающие посещение его в захватывающий спектакль: повсюду виднеются гроты и фонтаны, фигурки, приводящиеся в движение водой, внезапно бьющие из скрытых точек струи описывают странные траектории.
В середине XVIII века был создан известнейший сказочный Механический театр, представляющий целый город в движении: он включает в себя свыше 200 фигур и гидравлический механизм.
Дворец, парк, сложные театральные фонтаны — все это любопытный и чрезвычайно точный перенос на австрийскую землю принципов и опытов итальянского маньеризма. Этот стиль перешел на другую сторону Альп с работами Сантино Солари, когда в Италии движение уже клонилось к закату и на сцене появились первые произведения барокко.
Таким образом, маньеризм появился здесь с опозданием, но оказался необычайно плодотворным и, по всей видимости, оказал глубокое влияние на архитектуру региона.
Замок месяца
Фонтаны-шутихи размещены на юге, в большом английском парке, примыкающем к дворцу, где расположены пруд, многочисленные мифологические статуи и памятник императрице Сисси. Там же находится и так называемый «замок месяца» — Маунтшлосс (Monatsschlosschen).
Это небольшое здание, которое должно было изначально называться Вальдемс (Waldems), но получило свое сегодняшнее имя, поскольку было возведено в 1615 г., если не буквально за месяц, то, во всяком случае, очень быстро. Такая этимология, впрочем, не была подтверждена историками, согласно которым название объясняется тем, что в этом неболь
Развлечения Его Преосвященства
На южном склоне парка Маркус Ситтикус приказал возвести так называемый римский театр по примеру классических построек, украсив его статуями, также подражающими классическим образцам. Одна из них изображает императора и философа Марка Аврелия, которым, по словам архиепископа, он вдохновлялся — но который, скорее всего, не одобрил бы игривый дух театра.
Князь-архиепископ любил организовывать веселые летние вечера на открытом воздухе, обедая за хитроумным столом. Гости располагались за ним и начинали пить вино, сохранявшееся свежим в специальном отделении. Когда атмосфера была уже достаточно расслабленной, священнослужитель развлекался тем, что активировал скрытый рычаг, обрызгивая сотрапезников вырывающимися снизу струями воды.
Другой его излюбленной шуткой было «поливать» ничего не ведающих гостей, пока те прогуливались в парке, используя группу фонтанов-шутих, которые неожиданно выбрасывали струи. Как видно, хозяин развлекался вовсю, но вряд ли приглашенным было фольклора (Volkskundemuseum), в котором реконструированы обычаи, быт и материальная культура жителей Зальцбурга.
Следуя в южном направлении, взгляд наблюдателя пересекает городскую панораму вплоть до вершины Вацманна (2713 метров), пока не встречает театр на открытом воздухе (Steintheater) — первый в Европе, — созданный из каменной пещеры по желанию архиепископа Маркуса Ситтикуса. Здесь были поставлены на сцене первые в этом регионе оперные представления. Еще дальше на юг дорога ведет к знаменитому зоологическому саду Зальцбурга.
Известные во всем мире сады Хелльбрунна, которые ежегодно собирают многочисленных посетителей. Комплекс представляет собой один из немногих сохранившихся образцов аристократической резиденции в северных Альпах и пример того влияния, которое итальянское искусство имело в Европе.