Замок Сюлли уже имел долгую историю, переплетенную с историей Франции, когда в 1602 г. был куплен Максимильеном де Бетюном. Приближенный короля Генриха IV, при дворе которого он распоряжался финансами, герцог превратил замок в величественную аристократическую резиденцию.
Первая крепость была воздвигнута баронами Сюлли, ставшими хозяевами этой земли еще в X в. Это была известная в королевских кругах Франции семья. Так, благодаря епископу Морису де Сюлли во второй половине XII в. был построен Собор Парижской Богоматери. В начале XIV в. замок был полностью перестроен — тогда была заложена основа современного здания.
Последняя наследница рода Сюлли вышла замуж за герцога Гвидо де Да Тремойля, который, в свою очередь, значительно изменил вид комплекса. Он поручил Раймону дю Темлпю, архитектору, построившему парижский Лувр, воздвигнуть мощный донжон, который стали
Побег Жанны А’Арк
В замке Сюлли-сюр-Луар, в то время принадлежавшем Жоржу де Да Тремойлю, в 1429 г., во время Столетней войны, обрел убежище будущий король Карл VII. Освободив город от англичан, Жанна Д’Арк убедила Карла переместиться в Реймс, традиционное место коронации монархов, чтобы, наконец, по праву занять престол.
Спустя год, потерпев поражение на подступах к Парижу, Орлеанская Дева попыталась вернуться в замок, но в итоге вынуждена была бежать: король уже находился под влиянием де ла Тремойля, союзника Бургундского дома. Скоро Жанна была выдана англичанам, приговорившим ее к смерти на костре.
Максимильен де Бетюн, герцог Сюлли, поступил на службу к королю еще в возрасте двенадцати лет, со временем приняв должности официального представителя, камерария, государственного советника и, наконец, управляющего финансами.
Он был убежденным протестантом, в то время как Генрих IV (1553-1610), некогда возглавлявший гугенотское движение, перешел в католичество, чтобы быть признанным королем Франции. В глазах монарха Бетюн был примером абсолютной верности принципам, поэтому он полностью доверял своему приближенному.
Продвижению Бетюна благоприятствовал и его характер. Сюлли работал увлеченно и неутомимо и выполнял любое дело с педантичной аккуратностью, хоть иногда и доходил до излишней щепетильности и формализма. Это часто усложняло его отношения с окружающими.
Он мог подняться в три часа ночи, после короткого сна, чтобы убедиться в готовности к выполнению назначенных на следующих день дел. При нем постоянно находилось четыре секретаря, которым он диктовал свои изнуряюще подробные мемуары («Королевская экономика», фр. «tconomies royales»), секретно напечатанные в Сюл- ли-сур-Луар под видом амстердамского издания. По случаю расширения замка Бетюн настоял, чтобы даже для посадки деревьев был заключен подробный контракт в присутствии нотариуса.
Гордившийся своим положением Бетюн с презрением отказался следовать древнему обычаю, согласно которому хозяин Сюлли должен был нести трон орлеанского епископа во время процессий и каждый год зажигать свечу как дань уважения Кафедральному собору. Настойчивость на своей позиции, которая была для него «делом принципа», стоила Бетюну целого ряда длинных и дорогих судебных процессов.
Максимильен де Бетюн, герцог Сюлли, маршал Франции и управляющий финансами при Генрихе IV, на портрете кисти Фридриха Пехта.
Трансформация крепости
Замок Сюлли-сюр-Луар, каким он сохранился до наших дней, служит примером столь частого превращения средневекового форта, построенного с оборонительными целями, в преимущественно жилое здание, используемое как дворец или загородная вилла придворной знати.
- На внешнюю сторону замок обращен системой укреплений, состоящей из башен, бойниц и боевых ходов. Только крыло, в котором жили герцоги Сюлли, с самого начала явно походило на резиденцию.
- «Большой замок» является самым старым зданием комплекса и имеет по одному просторному залу на каждом этаже.
- На первом этаже находится зал Караула. Как герцог Максимильен де Бетюн мог иметь свое личное войско из ста человек.
- Большой зал на втором этаже использовался Вольтером в качестве театрального зала. На стенах сегодня можно увидеть портреты герцогов Сюлли.
- В часовне хранятся надгробные памятники первому герцогу Сюлли и его жене.
- Зал третьего этажа известен бревенчатым потолком XIV в., сохранившимся в своем первоначальном виде.
- В «Малом дворце» можно посетить кабинет герцога Сюлли и его спальню, позже переделанную в салон с расписанным потолком.
- Летом здесь проходит знаменитый фестиваль классической музыки.
Во время религиозных войн между католиками и протестантами замок, имевший большое политическое и стратегическое значение, несколько раз захватывался и разрушался обеими сторонами, пока не перешел во владение Максимильена де Бетюна.
Последний благодаря получению герцогского титула от короля (1606 г.) стал основоположником нового аристократической ветви Сюлли. Бетюн значительно модифицировал замковый комплекс, между 1602 и 1609 гг. пристроив к нему жилое крыло, которое стали называть «Малым дворцом».
В 1716 г. Максимильен-Анри де Бетюн, его потомок, укрыл во замке Сюлли-сюр-Луар двадцатидвухлетнего Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), вынужденного бежать из Парижа из-за своих трудов. Двумя годами позднее гость взял себе псевдоним «Вольтер», который получил мировую известность как имя одного из главных философов и писателей своего времени.
Неприступная крепость
Несмотря на поздние модификации, структура замка легко распознается и сейчас: мощная крепость, состоящая из прямоугольной постройки с четырьмя прочными башнями по углам; нижний двор, вплотную примыкающий к крепости и также защищенный двумя круглыми башнями и одной квадратной башней на входе.
Весь комплекс окружен водой, как и многие другие замки Луары. Прочность и ясность структуры делали замок прекрасным фортом, который весьма сложно было бы взять приступом.