Замок Блуа был в числе излюбленных резиденцией французских королей вплоть до решающего изменения парижского двора в 1598 г. Он стал театром действия многих исторических событий: среди самых кровавых можно вспомнить убийство Генриха Гиза, главы Католической лиги и соперника Генриха III, которое произошло 23 декабря 1588 г.
В 1498 г. Людовик Орлеанский, рожденный в стенах города Блуа, стал королем под именем Людовика XII. Во время его правления город стал играть важнейшую роль, фактически став столицей Франции. Чтобы подчеркнуть этот высокий статус, король приказал построить здесь дворец, который отвечал бы требованиям двора.
Он заказал архитектору Колену Биарту реконструкцию старого семейного владения. В итоге получилось поражающее посетителей огромное здание в стиле «пламенеющей готики», с двумя рядами окон, венчающимися мансардами. Сегодня от него остались жилое крыло и хоры капеллы с частью галереи.
Больше дворец, чем замок
Франциск I, который взошел на французский трон в 1515 г., также выбрал Блуа в качестве своей резиденции и поэтому решил еще больше расширить здание. Вероятнее всего, украшение фасада и постройка парадной восьмиугольной «ажурной» лестницы были произведены по желанию его супруги, Клод Французской.
Брак Франциска и Клод носил скорее символический характер: Клод была дочерью Людовика XII, и деды супружеской пары были братьями. Так что речь шла лишь о средстве, которое позволило бы соединить ветви дома Валуа.
В замке Блуа соединены в одном дворе здания четырех эпох, которые отражают эволюцию французской архитектуры: готика (Государственный салон), «пламенеющая готика» (крыло Людовика XII), ренессанс (крыло Франциска I) и неоклассическая архитектура XVII в.
- Самой старой частью замка является Почетный салон XIII в. (сегодня называемый залом Генеральных штатов, фр. Salle des Etats Generaux), достойный восхищения образец готического искусства. Здесь собирались в 1576 и 1588 г. Генеральные штаты, возглавляемые Генрихом III.
- Башня Фуа (фр. Torre di Foix) представляет собой сохранившуюся часть замка XV в., который был разрушен по приказу Карла I Орлеанского (прозванного «Карлом Поэтом»), чтобы освободить место для нового здания.
- Капелла Сен-Кале была освящена в 1508 г. В XVII в. она была разрушена, и от нее остались только хоры.
- Музей изящных искусств расположен в крыле Людовика XII, выполненном по требованиям «пламенеющей готики». Здесь представлены работы XVI—XIX вв.
- Крыло Франциска I — это воплощение ренессансного стиля. Работы над ним начались в 1515 г. по проекту Доменико да Кортона и под руководством Жака Сурдо.
- В музее археологии хранятся артефакты галло-романской и каролингской эпох.
Парадная лестница Франциска I, одно из наиболее впечатляющих украшений замка Блуа, представляет собой шедевр французского ренессансного искусства. Она поднимается по восьмиугольной стене и украшена богатым орнаментом и изображением саламандры, эмблемой монарха. С балконов королевская семья могла наблюдать все, что происходило во дворе.
В первой половине XVII в. казалось очевидным, что после стольких лет у Людовика XIII и Анны Австрийской уже не будет детей, поэтому трон прочили брату короля, Гастону Орлеанскому. Как возможный наследник престола, он получил во владение Блуа.
Придворному архитектору Франсуа Мансару был доверен проект по сносу предыдущего здания и возведения на его место нового. В 1634 г. начались работы над новым крылом в неоклассических формах, но четыре года спустя амбициозный план был приостановлен.
Карл Поэт, герцог Орлеанский, унаследовал замок Блуа в 1407 г. от своего отца Людовика, брата короля Карла VI. Во время Столетней войны Карл попал в плен англичан и вернулся в Блуа только через 25 лет. Здесь он приказал снести старую крепость и на ее месте построил небольшой изящный замок.
Когда Карлу было почти семьдесят лет, у него родился сын, который в 1498 г., после смерти последнего потомка Карла VI по мужской линии, взошел на трон Франции под именем Людовика XII.
Последний внес существенные изменения в замок, включая строительство нового крыла, которое сегодня носит его имя. Его любимой фразой было: «Я могу защитить себя и вблизи, и издалека». Возможно, поэтому он выбрал в качестве геральдического животного коронованного дикобраза.
Он и сейчас изображен на фасаде замка, а вот льстящей королю надписи «Галлия недостойна такого монарха», когда-то выгравированной на камне, не сохранилось.
В деревянной обшивке кабинета Екатерины Медичи в крыле Людовика XII были обнаружены целых 237 секретных тайников. Злые языки говорили, что могущественная мать трех французских королей прятала через несколько дней после убийства ее главного врага, герцога Генриха Гизы.
Преступление произошло на третьем этаже здания: приглашенный королем герцог был убит в тот момент, когда он направлялся в спальню монарха.