При строительстве Хоэнзальсбурга (Hohensalzburg — «Высокий Зальцбург») архиепископ Леонард фон Койчах продемонстрировал циничную решимость. Чтобы воздвигнуть могучее укрепление, которое служило бы защитой его власти, он усилил оборонительную способность существовавшей скалы, без колебаний наняв заключенных как дешевую рабочую силу.
Для возведения новых стен в 1504 г. и ускорения транспортировки материалов был построен фуникулер длиной в 300 метров, начинающийся в наиболее близком и достижимом Ноннберге.
Защита от императора
Хоэнзальцбург всегда был акрополем города и резиденцией князей-архиепископов. Уже в 696 г., когда герцог Теодор Баварский подарил целый город епископу Руперту, позже объявленному святым, на холме стояло укрепление, характеристики которого не сохранились до наших дней, известно лишь, что оно просуществовало недолго.
Хронология расширений замка:
• XII—XIII века: по приказу архиепископа Гебхарда воздвигнуты замок и крепостные стены.
• 1481-89: по приказу Иоганна III Бекеншлагера расширены здания резиденции.
• 1501: перестройка церкви Святого Георгия.
• 1502: установка так называемого «Зальцбургского Быка» над современным бастионом Куэнбург.
• 1504: по приказу Леонарда фон Койчаха построен фуникулер для быстрой транспортировки материалов.
• 1515: рядом с церковью Святого Георгия возведен памятник Леонарду фон Койчаху.
• 1539: строительство водохранилища.
• 1630: под руководством Париса фон Лодрона укреплены бастионы, и крепость становится неприступной.
• 1681: по приказу Макса Гандольфа фон Куэнбурга возведен бастион Куэнбург.
Основание современного здания восходит к 1077 г., ко времени конфликта между императором и Папой, предметом которого стало право назначения епископов, — так называемой «борьбы за инвеституру». Архиепископ Гебхард, который принял сторону Папы, решил защититься от возможного нападения императорских войск, построив новое оборонительное сооружение. Позже, в XII веке, оно было расширено архиепископом Конрадом I.
Почти все сменявшие друг друга архиепископы привносили изменения в Хоэнзальцбург. Буркхард II фон Вайсприах возвел четыре большие круглые башни: колокольню (Glockenturm), башню Трубачей (Trompeterturm), Пороховую башню (Krautturm) и Кузнечную башню (Schmiedturm). Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) архиепископ Парис фон Аодрон превратил Хоэнзальцбург в неприступную крепость, которая до сих пор возвышается над городом. Высокий бастион, пристроенный архиепископом Максом Гандольфом фон Куэнбургом и носящий его имя, стал последним важным усовершенствованием оборонительной системы. Могучие стены гарантировали не только крепкую защиту от врагов, но и надежную охрану заключенных. В действительности крепость часто использовалась как тюрьма. В 1611 г. здесь держали даже архиепископа Вольфа Дитриха фон Райтенау, пока городом, над которым возвышался замок, управлял его кузен и преемник Маркус Ситтикус.
Церковные власти с их князьями-епископами, в Италии пришедшие в упадок вместе с эпохой Средневековья (если не считать двух епископских княжеств Тренто и Брессаноне, которые, впрочем, политически находились в немецком регионе), еще долго просуществовали в Германии и Австрии и были упразднены только Наполеоном.
Так же, как светские феодалы, церковные власти соперничали между собой, возводя мощные укрепления для защиты от недоброжелателей, а также роскошные дворцы, которые подчеркивали бы их значимость. Среди этих властей архиепископ зальцбургский обладал высшим рангом — в том числе и потому, что его владение было расположено между австрийскими и баварскими территориями и, следовательно, находилось в стратегически важном для обоих государств месте.
Новый культурный центр
Сегодня сооружение принадлежит австрийскому государству, здесь регулярно проходят концерты классической музыки. В программе, конечно же, всегда присутствуют произведения Моцарта, знаменитого жителя Зальцбурга. С 1953 г. здесь также расположилась Школа зрения (Schule des Sehens), основанная художником Оскаром Кокошкой (1886-1980). Каждое лето она организует курсы и семинары вместе с Международной летней академией изобразительных искусств (Internationale Sommerakademie fur Bildende), превращая работный дом (Arbeitshaus) и амбар (Schiittkasten) в «самое красивое ателье мира».
Над бастионом Куэнбург под открытым небом находится орган 1502 года, звук которого напоминает мычание быка, в связи с чем его шутливо называют Зальцбургским быком (Salzburger Stier). Каждый день он звучит после карильона Резиденции, другого знаменитого городского сооружения.