Софийский собор в Киеве, увенчанный короной из двадцати одного купола, — один из древнейших храмов на Руси
В 1943 г. из Киева, с древних времен известного как Мать городов русских, были изгнаны остатки войск Третьего Рейха, которые удерживали город
с 1941 г, и взорам уцелевших жителей предстали руины некогда одного из красивейших городов Европы. Жилые дома и исторические здания, равных которым по красоте трудно найти в России, были разрушены или серьезно повреждены во время захвата Киева немецкими войсками, последующей оккупации и освобождения города Советской армией.
Подобно жителям Варшавы киевляне начали реставрировать и восстанавливать родной город. Особое внимание уделялось детальному изучению старых документов и фотографий, которые могли гарантировать определенное соответствие подлинникам. С завершением трудоемких восстановительных работ Киеву была возвращена его прежняя слава и красота.
Величественный Софийский собор стоит несколько в стороне от прекрасных зданий времен Ренессанса и барокко, среди зелени деревьев и газонов. Собор венчает двадцать один купол, окрашенные в изумрудный цвет. Некоторые купола имеют световые фонари, покрытые яркой позолотой.
Стены собора белоснежнобелые. Царящая внутри храма атмосфера покоя и гармонии, столь характерная для одного из самых благородных творений русского гения, не нарушается гулом голосов многочисленных посетителей (собор ныне превращен в музей), восхищающихся хранящимися здесь сокровищами.
Религиозные основы
Начало истории религии в Киевской Руси восходит к XI в, когда в 1020-х гг. князь Ярослав, прозванный Мудрым, сын князя Владимира, решил построить в Киеве собор, равный по красоте и значимости Софийскому собору в Константинополе. Князь хотел быть похороненным в этом новом соборе, который должен был стать усыпальницей киевских князей. Только самый грандиозный храм мог служить столь высокой цели.
Строительство шло успешно, и в 1037 г. собор был освящен. Князя Ярослава похоронили в Софийском соборе в 1054 г. в красивом мраморном саркофаге.
Как и многие другие города на востоке Европы, Киев был захвачен монголами в 1240 г. Собор был сильно разрушен во время вражеского нашествия и на несколько столетий заброшен. В XVIII в. правление русских царей принесло в Киев мир и процветание. Тогда же было решено восстановить разрушенный собор.
Новое барочное убранство фасада и окон отвечало вкусам времени; появились красивые новые купола, декорированные двери и окна. Стены украсили изящные маленькие башенки и фронтон. В 1744-1852 гг. была возведена новая колокольня высотой 77 м.
Изменения в стиле барокко
План собора, построенного Ярославом, был предельно прост: крестово-купольная конструкция с пятью нефами. Первоначально предполагалось завершить храм тринадцатью куполами, посвященными Христу и двенадцати апостолам
В XII в. собор был перестроен, в результате чего появились еще четыре дополнительных нефа и большая галерея, идущая вдоль западной, северной и южной стен внутри храма. Каждый неф заканчивался красивой округлой апсидой. Легкие контрфорсы должны были нести дополнительную нагрузку, создаваемую восьмью новыми куполами и двумя башнями.
Новое сооружение мало чем напоминало первоначальную крестово-купольную композицию, и закончившаяся к концу XVIII в. Барочная реконструкция собора почти полностью скрыла его старый план. Большая колокольня в стиле барокко увенчана массивным золотым куполом, хорошо видным издалека Изнутри купол украшен великолепными мозаиками с изображением Христа Вседержителя в окружении архангелов и ангелов.
Сокровищница мозаик и фресок
Наибольшую известность снискало Софийскому собору его собрание мозаик и фресок. Широко известна мозаика, изображающая евхаристию. Некоторые фрески датируются 1100-ми гг. Центральная апсида Софийского собора также украшена замечательными мозаиками. Наиболее выразительны святители православной церкви.
Интерьер отличает разнообразие стилей: здесь и барочные фрески и средневековые орнаменты на арках и дверных проемах.
Печерский монастырь
В 1051 г. два монаха Антоний и Феодосий основали в Киеве Печерский монастырь. В 1688 г. монастырь был возведен в ранг Лавры. Он создавался на протяжении семи веков.
Киево-Печерская Лавра была центром религиозной жизни города, а также местом погребения монахов Тела усопших мумифицировались и хоронились в специальных нишах с маленькими оконцами. Могци сохранились до нашего времени.
На территории монастыря расположено несколько церквей. Среди них выделяется Михайловская церковь (1070—1088) с великолепными фресками.