Благоговение охватывает всякого, кто приближается к собору в Бове. Собор как бы парит в воздухе в окружении ютящихся у его основания домов.
Первоначально на этом месте была возведена церковь Каролингов, ее неф еще виднеется рядом с ныне стоящим собором. Вторая церковь была построена на востоке от нее в середине X в.
Она пострадала от пожара в 1180 г. и более серьезно в 1225 г. К этому времени уже началось сооружение собора в Амьене, и епископ Бове Мило де Нантейль решил бросить вызов соседу, построив собор, который должен был превзойти все известные соборы Франции.
В первую очередь был возведен хор; однако у епископа и каноников оказалось слишком мало денег и потому работы велись на недостаточно высоком уровне. Фундамент был заложен неглубоко, и здание рухнуло в 1227 г. и вторично в 1284 г.
В течение следующего столетия строительство продолжалось непрерывно, хотя и очень медленно. Все же хор и первая ячейка (травея) нефа были завершены, но возникло новое препятствие в виде Столетней войны, во время которой уже и без того истощенная казна епископа и ордена совершенно опустела.
Строительство трансептов возобновилось в 1500 г. Существует легенда, по которой епископ для пополнения казны разрешил жителям города есть масло и сыр во время поста за денежнык взносы на строительство собора. В 1558 г. началось возведение башни со шпилем, которая должна была затмить купол собора Св. Петра в Риме.
По прошествии времени стало ясно, насколько это решение ошибочно. Фундамент, да и само здание были недостаточно прочными, чтобы нести такую мощную башенную конструкцию. Тем не менее башня со шпилем росла ввысь, поднявшись к 1569 г. на высоту в 149 м. Венчал всю композицию железный крест на дубовом основании.
Мастера готической архитектуры стремились ввысь: их целью было создание великолепных, мощных и одновременно возвышенных и по-неземному легких конструкций, способных внушить прихожанам благоговение и трепет, дать им возможность проникнуть в тайну Неба и его чудес.
Собор в Бове считается высшим достижением готики. Во всей Франции нет собора выше, светлее и красивее В действительности он был излишне высок, освещен сверх меры и красив на грани пышности. В праздник Вознесения в 1573 г. башня со шпилем, построенная с дерзким нарушением основных законов и конструктивных правил архитектуры и непреодолимо стремящаяся ввысь, к звездам, с грохотом рухнула.
Строители могли гордиться тем, что создали самый высокий собор в мире. Однако скоро стало ясно, что высокие, тонкие контрфорсы не могут служить гарантией прочности здания при такой величине башни, и конструкцию собора стали укреплять.
Принятых в 1573 г. мер было недостаточно, и через три дня после начала работ башня со шпилем рухнула. Хор был немедленно укреплен, но средств не хватило.
Невозможно успешно осуществить замысел архитектора, если он не сообразуется с законами архитектуры и если не учитывается качество строительных материалов. Нельзя было использовать при возведении грандиозного здания красивый, но недостаточно прочный известняк Бове.
Славные руины
Даже в недостроенном виде собор в Бове прекрасен. В XVI в. было завершено строительство южного и северного рукавов трансепта. Их стиль «пламенеющей» готики отличался большей пышностью, чем более ранние части здания.
В большие розетки окон вставлены необыкновенно красивые решетки, а подпорные столбы — контрфорсы, вынесенные за пределы наружных стен и гасящие боковой распор крестовых сводов, окружают собор со всех сторон и отбрасывают таинственные тени на стрельчатые арки хора.
Внутри собора окончания пучков колонн почти не видны под сводами. Искусно исполненная аркада трифория отличается сравнительно небольшими размерами. Потоки света, льющиеся из окон находящегося под ним фонаря, освещают все внутреннее пространство собора.
Стекла окон — прозрачные или слегка тонированные, благодаря чему достигается столь высоко ценимое готическими мастерами взаимодействие камня со светом. При этом поразительном световом эффекте каждая деталь рельефа, каждая грань камня высвечиваются лучами естественного солнечного света.