Существовавший ранее собор был разрушен в X в. вторгшимися на территорию Франции норманнами. Позднее он был восстановлен, однако сгорел в 1137 г. В третий раз собор был отстроен и освящен в 1152 г., и на этот раз он сгорел дотла в 1218 г.
Находящаяся вблизи собора небольшая церковь Св. Фирмина уцелела при пожаре. В ней хранились мощи Св. Фирмина, первого епископа г. Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда и решили перенести мощи святого.
Вследствие острой необходимости возведение нового, четвертого и последнего, здания собора (1220—1236) начали с продольной части, хор строили позже. Затем старую церковь разрушили и на ее фундаменте воздвигли северный рукав трансепта и северную часть хора.
Величественный шедевр готического искусства
Собор, построенный Робером де Люзаршем, — это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль- де-Франс, воздвигнутых в XIII в.
Собор был настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек. Длина храма с востока на запад 131м, высота среднего нефа 42 м, а общая площадь здания 7800 кв. м.
Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные декоративными башнями (пинаклями), поднимаются от основания собора к его кровле. Робер де Люзарш и епископ Эврард де Фуало стремились к тому, чтобы их творение было достойно Бога и утверждало в пастве веру в силу и величие религии.
Прекрасный средний неф собора рассматривался как олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном делении его стен высота аркады опор нижнего яруса достигала высоты трифория (второго яруса) и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми арками, а также изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре.
Сокровищница искусства
Помимо впечатляющих размеров и великолепия среднего нефа и хора, собор славится и своими произведениями искусства Многие соборы Франции пострадали во время Революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами. Благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными, и Амьенский храм пострадал меньше других.
Полностью избежать разграбления, однако, не удалось, и большая часть бронзовых и медных фигур была изъята и отправлена на переплавку. Удивительно, что две скульптуры сохранились.
Сто десять сидений в хоре по праву считаются лучшими во Франции. Они были выполнены в начале XVI века. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур).
Большая часть витражей собора утрачена Решетки на окнах со временем заржавели, пришли в негодность, и витражные стекла стали выпадать. Когда же витражи были перенесены в мастерскую для реставрации, там случился пожар и они погибли.
Строительство собора заняло практически всего 50 лет и завершилось к 1269 г. В результате в нем было достигнуто замечательное единство стиля, что делает собор в Амьене высшим достижением готической архитектуры во Франции в период ее расцвета.
К сожалению, такая поспешность имела и отрицательные последствия: через сто лет после окончания работ потребовался значительный ремонт здания. Трифорий нефа оказался непрочным, и его пришлось укрепить балками; к северной башне подвели опоры, укрепили и северную сторону обхода хора
Западный фасад
Строительство одного из лучших творений средневековой готики, богато украшенного скульптурой и рельефами, было начато в 1220 г. и завершилось в основном к 1236 г. Образцом создателям собора служил Нотр-Дам в Париже.
Огромное окно-роза западного фасада относится к XV в.
На фасаде выделяются три портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни фасада несимметричны: северная башня выше южной, что нередко вызывает критические замечания историков искусства На центральном портале сохранилась средневековая скульптура Христа.