В 1826 г. граф Адам-Тит Дзялынский унаследовал здание, в котором стал собирать старинные книги и предметы искусства. Позже он инициировал его реконструкцию в неоготических формах, тем самым возвратив к жизни атмосферу славного прошлого Польши.
Курник был возведен в XV в. как феодальный замок, принадлежавший могущественному ролу Турков. Предположительно, план первоначального здания был близок к современному, которое является плодом реконструкции XIX в.
Судя по всему, изначально это было внушительное архитектурное строение: защитные сооружения и особенно крепостной ров с подъемным мостом делали его практически неприступным. В последующие столетия Курник переходил от одной аристократической семьи к другой. Их фамильные склепы можно увидеть в городской церкви, которая таким образом хранит память об истории замка. В XVI в. изначальное укрепленное здание приобрело формы резиденции. В следующем столетии облик сооружения претерпел финальные изменения в барочном стиле.
Новое здание, спроектированное Шинкелем
Коллекционер Адам-Тит Дзялынский приказал полностью перестроить замок так, чтобы внешне он напоминал старинные средневековые крепости. В качестве образца он взял неоготические английские замки с башнями, зубцами на стенах и навесными бойницами.
Немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841), которому был поручен проект, Дзялынский попросил ориентироваться на эти модели, но добавить элементы «центральноевропейского» стиля. В 1845 г. начались работы под руководством архитектора Мариана Цыбульского. Так возникло фантастическое здание в духе нео-Тюдор, лишенное привычного для этого стиля контекста, но производящее большое впечатление на посетителей. На окружающей территории были сохранены две постройки начала XVIII в. и одно здание 1791 г.
Колыбель Польши
Первое польское государство родилось в Гнезно, расположенном в полусотне километров от Курника. В этом месте князь Лех нашел гнездо белого орла, который до сих пор остается на национальном гербе. Здесь правил Мешко I, первый христианский князь Польши, и здесь же в 1000 г. Болеслав I Храбрый, будущий король Польши, принял императора Священной Римской империи Оттона III. Они вместе посетили склеп Св. Адальберта Пражского, умершего во время его миссии по христианизации языческой Пруссии.
В поисках идеала
Было бы опрометчиво иронизировать над нео- средневековыми маниями, охватившими не только большую часть аристократии, но и всю культуру XIX в. Конечно, очень необычно видеть среди степей Восточной Европы замок в стиле «лже-Тюдор», но такая эклектичная архитектура была утверждением новой культурной эпохи.
Веками северные народы наблюдали пренебрежение к их самобытным художественным формам из-за повсеместного распространения классического стиля, утвержденного Ренессансом. Теперь они пытались вернуться к собственным традициям, вдохновляясь эпохой, которая казалась расцветом северной культуры, — Средневековьем.
Музей в парке
В Курницком замке сегодня расположен интересный музей. Во время государственных визитов здесь также проходят официальные встречи и обеды.
- Внутри замка можно посетить пинакотеку, в которой хранится множество ценных работ, обширную коллекцию оружия, часть которого является трофеями войн с турками, а также экспозиции, посвященные этнографии и истории этого региона.
- Военные трофеи и свидетельства важных событий польской истории, хранящиеся в замке, демонстрируют горячий патриотизм коллекционера Адама-Тита Дзялынского, который получил это здание в наследство в первой половине XIX в.
- Среди внутренних помещений особенно поражает Мавританский зал, вдохновленный знаменитым Львиным двориком (исп. Patio des los Leones) в Альгамбре в испанской Гранаде.
- Среди тысяч трудов, которые хранятся в замковой библиотеке, есть книги особой художественной и типографской ценности, а также подлинные рукописи польского национального поэта Адама Мицкевича (1798-1855) и императора Наполеона I (1769-1821).