Заказанный Яном III Собеским дворец еще не был закончен, когда в 1696 г. король умер. Впоследствии здание принадлежало различным аристократическим семьям, которые продолжили его постройку и обустройство. Август II Сильный, курфюрст Саксонии и король Польши, пожелал прославить период своего правления фреской на потолке во внутреннем помещении дворца.
В конце XVIII в. во владение Вилянувским дворцом вступил граф Станислав Костка Потоцкий. Будучи создана большая часть росписей, прославляющих Яна Собеского. Кроме того, были осуществлены не просвещенным дворянином, он приложил много усилий для того, чтобы улучшить условия жизни крестьян, построил школы и открыл больницы.
Потоцкий обогатил дворец драгоценными собраниями произведений искусства, также благодаря ему была которые архитектурные изменения с целью сохранить память о последнем великом короле Польши и «приблизить искусство к народу». Таким образом, вполне естественным кажется решение семьи Потоцких в 1805 г. открыть здание публике как музей.
Спаситель Запада
Ян III Собеский (1629-1696), сын «воеводы», то есть правителя провинциальной области, начал военную карьеру, получив звание маршалка великого коронного.
Он выиграл множество сражений против русских и турков и в 1674 г. был избран королем Польши. В июне 1683 г. турки, ведомые великим визирем Кара Мустафой-пашой, осадили Вену. Император Леопольд I обратился за помощью к западным державам.
1 сентября перед осажденным городом появилась армия, которой командовал польский король и часть которой составляли также войска курфюрста Баварии Максимилиана II Эмануэля, герцога Лотарингии Карла V, маркграфа Баден-Бадена Людвига Вильгельма и молодого принца Евгения Савойского.
12 сентября началось наступление на Каленберг. Когда турецкая армия, существенно превосходящая противника в численности, приготовилась к контратаке, Собеский отправил на штурм свою кавалерию, которая разбила строй турков.
Кара Мустафе не оставалось ничего, кроме как приказать своим войскам отступить, и Вена была спасена. С этого момента Ян III Сабеский прославляется как «спаситель Запада» и национальный герой Польши.
Во время Второй мировой войны немецкие оккупационные войска похитили из дворца многочисленные предметы искусства и опустошили окружающий его парк.
Лишь планы по превращению Вилянувского дворца в офицерскую резиденцию после «финальной победы» не дали им поджечь комплекс.
По окончании войны дворец был взят под охрану государства, а затем отреставрирован в полном соответствии с оригинальным планом. Работы были окончены в 1960-е гг.
- Несмотря на внушительные размеры здание производит впечатление легкости благодаря статуям, колоннам и аркадам.
- Среди прочих зданий в парке находятся церковь Святой Анны, оранжерея с некоторой частью художественных коллекций дворца и многочисленные точки питания. Здесь также расположен мавзолей, посвященный Станиславу Потоцкому, бывшему владельцу дворца.
- Росписи главного фасада обессмертили деяния Яна III Собеского, а скульптуры в боковых крыльях изображают аллегории его добродетелей.
- В комплексе можно посетить Музей плакатов, знаменитый во всем мире благодаря своей обширной коллекции работ.
Фрески на потолке Королевских апартаментов представляют четыре времени года, которые можно интерпретировать в символическом ключе: лето и зиму как короля, весну и осень как королеву.
Так, изящные фигуры бога осени Вертумна и его подруги Помоны олицетворяют Яна III и его супругу Марию, которую поляки с любовью звали Марысенькой.
В этих комнатах выставлены многочисленные предметы искусства: картины XVI-XIX вв., скульптуры античного мира, керамика и ювелирные изделия, оружие, мебель и художественные работы Востока. Часть последних была вывезена в качестве трофеев во время войн с турками.
- В галерее, обустроенной на верхнем этаже, собраны портреты многих польских художников.
- В огромном парке можно прогуляться среди розариев, барочных садов в итальянском и китайском стилях, прудов и статуй.