О соборе в Шартре можно говорить только в превосходной степени, и мало кто из историков искусства мог остаться равнодушным к его изящной скульптуре и высоким нефам. Эти панегирики вполне заслужены, ибо собор в Шартре поистине лучшее творение французской готики.
Он как бы парит в воздухе над близлежащими просторами полей. Только при дальнейшем приближении взору предстает и сам город; его дома теснятся вокруг холма, на котором стоит собор.
Две соперничающие вершины собора — шпиль высотой 105 м в форме простой пирамиды, датируемый 40-ми гг. XII в. и «пламенеющий» шпиль на вершине старой башни, поднимающийся на высоту 113 м и построенный в начале XVI в., — взметнулись над бледно-зеленой крышей. Снаружи все сооружение подпирали ступенчатые контрфорсы (аркбутаны), приставленные вплотную к стенам.
Восставший из пепла
Ныне существующий собор в Шартре — это уже второй шедевр французской готики, построенный на месте сгоревшего предшественника После того как первый собор сгорел в 1020 г.(все более ранние церкви постигла та же участь), на его месте поднялась новая прекрасная базилика в романском стиле, имеющая также крипту. Новый пожар 1134 г, уничтоживший большую часть города, пощадил базилику.
Однако в 1194 г. новое несчастье: от возникшей при вспышке молнии искры загорелось само здание, и уцелели лишь башни, фасад между ними, паперть и крипта Прихожане были поражены тем, что священная реликвия, хранимая в соборе, Святая Плащаница, погибла
Однако спустя три дня реликвию обнаружили в целости и сохранности вместе со священниками, которые, пытаясь спасти ее от огня, закрылись за спускаемой дверью и оказались в ловушке. Кардинал объявил собравшимся, что спасение реликвии — знак самой Девы Марии, указание на то, что следует возвести новый собор в Шартре.
Сокровищница готического искусства
Реконструкцию начали на средства, собранные по всей стране. Всенародное желание восстановить собор как можно скорее было настолько сильно, что жители города добровольно носили камни для строительства из соседней каменоломни, расположенной в восьми километрах от города
Сначала построили неф, и к 1220 г. костяк здания был завершен. Старая крипта и Королевский портал середины XII а, уцелевшие во время пожара, были включены в новый трехнефный собор, который представляет в плане крест с нефами длиной 128 м и короткими рукавами трансепта с южной и северной стороны.
Расширенное пространство восточной части собора, имеющей пять нефов вместо трех, завершается двумя обходными галереями и тремя полукруглыми капеллами, между которыми находятся небольшие выступы, освещенные двумя окнами. 24 октября 1260 г. собор был наконец освящен в присутствии короля Людовика IX и членов его семьи.
Роскошь наружного убранства не может предвосхитить чуда, ожидающего внутри. Просторный центральный неф имеет высоту 36 м и хорошо просматривается от западной стены до великолепного нервюрного свода хора с восточной стороны. Пучки колонн тянутся к высоким стрельчатым аркам свода, направляя взгляд зрителя к огромным окнам фонаря алтарной части собора
Свет, струящийся сквозь окна с красивейшими витражами, вспыхивает повсюду яркими пятнами. Витражи, выполненные в начале XIII в, в основном уцелели в религиозных войнах, бушевавших в XVI веке. Шартр обладает самым крупным собранием средне
вековых витражей в мире, несмотря на «поновление» оконных решеток в 1753 г., когда некоторые стекла были уничтожены усилиями темного духовенства Порталы собора обрамлены средневековыми рельефами и статуями, изображающими фигуры с мечами, крестами, книгами и орудиями труда.
Их лица так же невозмутимы, как и 700 лет назад. В 1853 г. бронзовые двери собора, подаренные Людовиком IX, были выломаны и заменены грубыми дверьми из сварного железа, а в 90-х гг. XVII в. многие произведения искусства погибли во время революционного террора.
В 876 г. внук Карла Великого Карл II Лысый пожертвовал собору ткань, известную под названием Sancta Camisia — Святая Плащаница.
Существует легенда о том, что именно в эту «сорочку» была одета Дева Мария, когда родился Иисус Христос Присутствие священной реликвии сделало собор широко известным местом паломничества.
В настоящее время Плащаница находится в сокровищнице собора Sancta Camisia была не только неиссякаемым источником дохода для города. Его жители верили, что она обеспечивает им особое покровительство Девы Марии.
Возможно, так оно и было: по крайней мере, в 911 г, когда на Шартр напал викинг Роллон, епископ поднялся на городские стены и, размахивая Плащаницей, обратился с увещеванием к нападавшим, после чего Роллон отступил от Шартра и вскоре обратился в христианство.
Западный фасад
Западный фасад собора производит самое сильное впечатление. Три больших, утопленных в толще стены портала расположены под окнами-розами, а две мощные башни фланкируют фасад с обеих сторон.
Историки свидетельствуют, что в период закладки собора король Франции Филипп II Август вел войну с королем Ричардом Львиное Сердце и захватил один из британских замков. Мощный фасад собора Нотр-Дам, производящий впечатление сдержанной силы и могущества, стал символом победы французов.
Под большим окном-розой находится галерея Королей. Все 28 фигур галереи — это копии; оригиналы были разбиты вдребезги во время Революции, так как нападавшие отождествляли иудейских царей и предков Христа с французскими королями. В 1850-1860-х гг. появились гаргуйли (водостоки) Вьолле-ле-Дюка.