Островной город Венеция был основан в V в. среди множества ярко-голубых лагун и болотистых островов в северной части Адриатического моря. Выгодное стратегическое положение города сделало его центром посреднической торговли между Византийской империей на Востоке и европейскими странами на Западе. Вскоре Венеция превратилась в одно из самых могущественных морских государств мира

Влияние двойного культурного наследия испытала на себе архитектура Венеции. Ее жемчужина — собор Св. Марка — демонстрирует тенденции как византийского, так и западноевропейского искусства

Первую базилику размером не более часовни, построенную внутри Дворца дожей, сменила церковь в византийском стиле (832), преемником которой в свою очередь стал всемирно известный собор. Перестройка церкви проходила этапами: в 1063 г., затем в 1071—1084 гг. В результате возникло ядро собора, хотя дальнейшие перестройки наложили отпечаток на его формы и внутреннее убранство.

«Танцевальный зал Европы»

Площадь Св. Марка по праву считается одним из величайших достижений архитектурного гения всех времен и народов. Пышный Дворец дожей, построенный в XIV в. и названный Наполеоном «Танцевальным залом Европы», и кампанила XV в. на площади Св. Марко достойно дополняют прекрасный фасад одного из самых известнейших соборов Италии. Собор Св. Марка увенчан пятью куполами, а его западный фасад украшают остроконечные башенки- пинакли.

Каждый шпиль изукрашен сквозными башенками, изящными скульптурами и сверкающими крестами. Внизу расположен нартекс диаметром 51 м с пятью большими утопленными в толще стены порталами, чередующимися с рядами мраморных колонн. Яркие мозаики и рельефы с изображением библейских сцен расположены в полукруглых тимпанах арок над порталами. Верхняя часть фасада над нартексом, построенная в XV в., украшена башнями и нишами, содержащими мозаики XVII в.

Византийские купола

Собор в плане имеет форму равноконечного греческого креста и тянется на 75 м с востока на запад и на 62 м с севера на юг. Все пространство над центральным нефом, алтарем, 2-мя трансептами и средокрестием занято 5-ю куполами на барабанах с 16-ю оконными проемами.

Сложная конструкция — одно из величайших достижений византийской церковной архитектуры. Диаметр центрального купола над средокрестием 13 м. Диаметр меньших куполов 10 м. Каждый из куполов, опирающийся на четыре массивных столба и подпружные арки с парусами, увенчан луковичным (фонарем, который сверкает позолотой, сохранившейся с XIII в.

Как можно больше золота

Стены внутри собора светятся тусклым золотым блеском, более интенсивным в отдельных местах благодаря более яркому свету, пропускаемому цветными витражами. Мозаики на золотом фоне занимают все стены храма и представляют сцены из жизни святых, библейские притчи.

Мозаики создавались на протяжении нескольких эпох, что и объясняет их разный стиль и художественный уровень. Исследователи полагают, что мозаики XII, XIII и XIV вв. были выполнены мастерами из Византии, что доказывает существование близких связей между Венецией и Востоком.

Сохранившийся декор — богатая отделка разноцветным мрамором и драгоценные мозаики — это не единственное, что потрясает в интерьере собора, высота которого под средокрестием равна 30 м. Интерьер храма заполнен всевозможными произведениями искусства

Самое ценное — Пала д’Оро, золотой алтарь, украшенный драгоценными камнями и эмалевыми медальонами с изображением святых, императоров и религиозных сцен (1300 жемчужин, 300 изумрудов и сотни полудрагоценных камней). Изготовленный в X в. в Византии, он претерпел ряд изменений в Средние века.

Слева: Благодаря использованию кирпичного свода вместо деревянного стало возможным заменить средневековые витражи на цветной мрамор и мозаику, выполняющие те же функции на внутренней поверхности купола и сводах.

Грабеж и мародерство

В конце 820-х гг. два венецианских купца выкрали мощи апостола и евангелиста Марка из Александрии и привезли их в Венецию. Это был первый этап в долгой и сомнительной истории формирования коллекции произведений искусства, хранящихся в соборе Св. Марка.

В 1202—1204 гг. участники второго крестового похода собрались в Венеции, чтобы переправиться морским путем в Святую Землю. Когда же крестоносцы не смогли расплатиться с венецианцами за оказанную помощь, они приняли решение атаковать Константинополь.

Венецианцы согласились принять долю награбленного, и четверка бронзовых античных коней, украшающая фасад собора Св. Марка, является частью добычи, захваченной в той ужасающей акции, полной убийств, грабежа и насилия.

СОБОР СВ. МАРКА